Цирки в мира
Цирк Ужасов (The Circus of Horrors)Доподлинно известно, что «наш бессмертный инспектор манежа» Хэйз познакомился с печально известным Джерри Коттлом на похоронах их общего знакомого, и хо... |
Московский Цирк на проспекте ВернадМосковский цирк на проспекте Вернадского был основан 30 апреля 1971 года. В 2001 году цирк отметил свое 30-летие! Основателем и руководителем ци... |
Владивостокский циркИстории Владивостокского цирка более 100 лет. Впервые жители Владивостока увидели цирковое представление в 1885 году в цирке Ламбергера, располагавшемся на Св... |
Иркутский циркИркутский цирк – это первый цирк из камня, появившийся на территории Дальнего Востока и Сибири. Он был построен в 1964 го... |
Б. Манжелли рассказы о моих питомцах. Павлин. Будильник. Хорошая память
Цирковая лента - Интересные факты |
Б. Манжелли - рассказы о моих питомцах. Павлин. Будильник. Хорошая память Борис Павлович Маяжелли — сын старейшего русского дрессировщика П. А. Манжелли. Около двадцати лет Борис Павлович выводит на арену дрессированных лошадей. Он хорошо изучил их повадки, привычки и возможности. Ниже мы публикуем три рассказа Б. п. Манжелли. Павлин В привольных степях Ставрополья, на пастбищах с густыми и сочными травами пасутся огромные табуны полудиких лошадей конного завода. Уже не раз цирковые конюшни пополнялись жеребятами, вскормленными в предгорьях Кавказа, вспоенными чистой кубанской водой. В 1953 году отправился в те места и я, чтобы выбрать несколько молодых лошадок для нового номера «Конное табло». Среди многочисленных косяков молодняка, подобранных по масти и возрасту, мне понравились шесть светло-серых двухлеток. Пастухи стали отделять от табуна отмеченных мною лошадей. Я невольно залюбовался тем, как лихо скачут за моими будущими воспитанниками табунщики и как ловко выкидывают они свои лассо и арканы. «Вот бы поставить такой номер в цирке»,— подумал я, мысленно представляя это красивое зрелище на ярко освещенной арене... Мои мечты были прерваны чьим-то легким прикосновением к плечу.
. Я обернулся и увидел за своей спиной очень смешного взъерошенного и лохматого жеребенка. Ты что? — спросил я его и протянул ему морковь. Забавный конек, съев с аппетитом морковь, снова потерся мордой о мое плечо. В цирк просится! — сказал, смеясь один из пастухов, Куда ему, такому некрасивому! — возразил другой. Да... вид у этой лошадки был совсем не цирковой. Из-за пыли и грязи трудно было даже определить масть свалявшейся шерсти. Скатавшаяся, как пакля, челка закрывала глаза, отчего лошадь все время моргала, мотала головой и казалась даже подслеповатой. Но жеребенок, видимо, и не собирался отходить от меня, поглощая одну за другой сочную, хрустящую морковь. Все присутствовавшие были очень удивлены. Ведь все лошади из табунов даже близко не подпускают к себе людей. Лошади табунов не знают ни упряжки, ни седла, ни простой уздечки, и, прежде чем начать их дрессировать, их надо еще укрощать, как диких животных. Мне понравилась доверчивость и общительность жеребенка. Я подумал, что эти качества пригодятся в дрессировке, и решил взять его. Когда молодых лошадей привезли ко мне в Ростовский цирк и тщательно вымыли и вычистили, оказалось, что маленький конек точно такой же масти, как и все остальные жеребята. У него был очень красивый и пушистый хвост, и я назвал его «Павлином». Уже первые репетиции на арене подтверждали, что я не ошибся в выборе. Павлин показал себя смышленым и способным учеником. Он быстро освоился с незнакомой обстановкой, привязался ко мне, научился различать мой голос и ходил за мной следом, как собака.
. На репетициях я ставил его первым в шеренге лошадей, и Павлин смело вел их за собой во всех построениях. Теперь Павлин, Бой, Соболь, Гарри, Бедуин и другие стали полноправными участниками моей конной труппы. Они участвуют во всех номерах, выполняют мои приказания, строятся в пирамиды, вальсируют и, преодолевая инстинктивный страх перед огнем, прыгают через огненные барьеры, Я очень доволен всеми ими и особенно «Павлином». Трудно в этом холеном белоснежном шестилетнем коньке в красивой сбруе и нарядном султанчике на голове узнать взъерошенного и лохматого жеребенка, который так доверчиво подошел тогда ко мне в степи. Спит цирк. Тихо в слоновнике, в клетках с тиграми, львами, медведями. В полумраке арена, конюшни, коридоры. Вдруг тишину раннего утра нарушает пронзительное требовательное ржание лошади. Это проснулся «Герой» — старейший тридцатилетний «артист» моей труппы. Вот уже двадцать восемь лет прошло с тех пор, как в конюшню Московского цирка привезли двухлетнего жеребенка золотисто-рыжей масти, названного «Героем». За долгие годы своей работы на манеже «Герой» был всегда послушным, исполнительным и участвовал в самых разнообразных номерах: качался на качелях, ходил на задних ногах, возил кабриолет. Словом, был рядовым «артистом» в труппе, ничем особенно не выделяясь среди лошадей в дрессировке. Прославился «Герой» другим: своим удивительным чувством времени. Ежедневно, словно по самым точным часам, ровно в семь утра раздается его ржание. Услышав его сигнал, просыпаются и другие лошади. Начинают нетерпеливо бить копытами, шарить по кормушкам, требуя завтрака. На шум в конюшне откликаются дрессированные звери и животные в соседних помещениях.. — Проснулся, «Будильник»! — недовольно ворчит конюх, любящий поспать,— закукарекал, петух! А обитатели цирковой конюшни и их соседи, наверное, рады. Благодаря «Герою» они всегда вовремя, точно по часам, получают свой завтрак.
. Есть в моем репертуаре номер, который называется «Лошадь в ресторане». Все роли в нем исполняют дрессированные лошади. Рыжий конь «Вильнюс» играет «приезжего». Он сам открывает дверь в «гостиницу», подходит к накрытому столу и усаживается на стул. Затем он звонит в колокольчик, на звук которого выбегает «официант». Роль расторопного официанта исполняет белоснежный «Горностай», Он появляется на арене в нарядном передничке и накрахмаленной наколке на голове. Одну за другой он приносит и ставит на стол перед «Вильнюсом» кастрюльки с ужином. В кастрюльках сладкая морковь, сахар и лучшее лакомство лошадей — хлеб, посыпанный солью. После того как «приезжий» посетитель «ресторана» поужинает, «Горностай» убирает со стола всю посуду, а «Вильнюс» идет в другую сторону манежа, представляющую собой номер в гостинице. Там стоит настоящая «лошадиная» кровать с огромными подушками, простыней, периной, одеялом. Рядом с кроватью тумбочка с горящей свечой. «Вильнюс» самостоятельно сначала садится, а затем ложится в кровать, кладет голову на подушку. Затем он дует на свечу, тушит ее и засыпает. Обе лошади охотно «разыгрывают» эту сценку. И не только послушно проделывают то, что я им приказываю, но проявляют свою «сообразительность» и память. Как-то во время репетиции, когда «приезжий» уже лежал в постели, я помог ему натянуть на себя простыню и накрыться ею. Вильнюс охотно повторял этот трюк впоследствии, натягивая на себя не только простыню, но и одеяло. Он отлично запомнил эту деталь, всегда вызывающую смех зрителей. Иначе проявил себя после номера «Горностай». Однажды за кулисами цирка раздался сердитый голос работницы Маши: Где кастрюлька?.. Кто взял кастрюльку? Только поставила ее с мясом и костями для собак, обернулась — и нет ее. Кто взял? Виновных не нашлось. Тогда у меня случайно мелькнула догадка. Ни слова не говоря, я направился в конюшню и прошел прямо в денник к «Горностаю». Так и есть! Пропавшая кастрюлька с нетронутым мясом и костями была там. «Горностай», проходя с прогулки мимо стола, где готовилась пища собакам, увидел точно такую же кастрюльку, какую выносит он на манеж в роли официанта, и решил захватить ее с собой. Я извинился перед Машей за «Горностая», а «воришка»... получил от меня сладкую морковь в награду за хорошую память. Литературная запись Е. Жаровой Журнал «Советский цирк» июнь 1958 г.
Читайте: |
---|
Цирковые события:
|
Животные в цирке:
|