Цирки в мира
История Ижевского цирка![]() За долгую и славную историю существования цирка в Ижевске накопилось не мало замечательных дат, каждая из которых стала настоящей вехой в ... |
Уфимский Государственный Цирк![]() Истории цирка давно известны примеры постановок представлений с использованием водного пространства. Новый этап развития цирка на воде открыла Яна Шевченко, со... |
Воронежский государственный цирк![]() Цирк, как явление, в Воронеже появился еще задолго до того, как был построен первое стационарное здание цирка. В XIX веке бр... |
Ижевский цирк (Государственный цирк![]() Цирк в столице Удмуртии, городе Ижевске, - это уникальное здание, построенное только в 2003 году, выполненное по проекту московского архитектора Ми... |
Режиссеринспектор
Цирковая лента - Интересные факты |
Когда говорят или пишут о цирковом представлении — отмечают достоинства и недостатки отдельных номеров, подробно останавливаются на выступлениях клоунов у ковра и других представителей разговорного жанра, дают оценку оркестру, сопровождающему программу, но, как правило, обходят молчанием работу одного из непременных участников представления — работу режиссера-инспектора манежа. Режиссер-инспектор манежа, как полагают некоторые, не имеет самостоятельного значения в создании представления как художественного целого и играет лишь подсобную роль. Так ли это? Вот о роли и положении, которое занимает и должен занимать режиссер-инспектор манежа, мне и хотелось бы поговорить. Один только перечень обязанностей, входящих в его компетенцию, говорит о том, что режиссер-инспектор манежа теснейшим образом связан со всеми сторонами творческой жизни цирка. Составление программ представлений и расписаний репетиций, проведение представления и выступление в качестве партнера коверного в исполняемых им репризах, обеспечение техники безопасности и руководство униформой, наблюдение за сохранением художественного качества отдельных номеров и всего представления в целом, разрешение и улаживание всяких конфликтов, возникающих в процессе работы, — все это требует не только всестороннего знания цирка, но и умения, творческой инициативы. Режиссер-инспектор должен хорошо разбираться в технических вопросах; уметь построить программу, подчинив интересы успеха отдельных номеров успеху представления в целом; быть чутким и терпеливым воспитателем униформистов — людей, впервые пришедших в цирк, часто на короткий срок, незнакомых с его законами и не связанных с ним глубокими интересами; своей заботой об условиях работы и репетиции артистов завоевать их доверие и уважение; быть артистом, умеющим не только показать себя с наиболее выгодной стороны, но и способным тактично «подыграть» коверному или клоуну. Наиболее сложными мне кажутся те взаимоотношения с артистами, когда режиссеру-инспектору в целях сохранения художественного качества представления или номера приходится вторгаться в их творческую работу. Такая необходимость иногда возникает, но часто мы, режиссеры-инспекторы, зная, как большинство артистов болезненно реагируют на подобное вмешательство, идем по линии наименьшего сопротивления и делаем вид, будто наше вмешательство ненужно. Каковы причины, вызывающие необходимость такого вмешательства? Иногда это произвольное изменение номера, внесенное артистом для облегчения работы; иногда это излишний наигрыш, который, по ошибочному мнению артиста, может обеспечить ему больший успех; иногда это неоправданная попытка перестроить номер. Сложность подобных объяснений я знаю по собственному опыту. Они особенно трудны в тех случаях, когда артист, вводя неудачные изменения, руководствуется лучшими побуждениями. В этих случаях нужны большой такт и выдержка режиссера-инспектора, глубокая уверенность в своей правоте, способная убедить артиста в неправильности принятого им решения. Возникающие на этой почве объяснения с артистами наиболее наглядно показывают, смогли ли мы своей работой завоевать их доверие и уважение. Не редки случаи, когда нормальное течение представления затрудняется из-за отсутствия более или менее квалифицированной униформы, а иногда нехватки униформы вообще. Такое положение чаще всего имеет место в цирках с коротким активным сезоном, так как трудно найти людей, которые пошли бы на работу на 2—3 месяца. Большая текучесть униформы становится серьезной причиной понижения художественного качества представления. Обеспечение цирков постоянной униформой является одним из наиболее важных вопросов. А ведь улучшение униформы, создание интереса к исполняемой ею работе зависят от режиссера-инспектора, не говоря уже о том, что элементарное производственное обучение должно проводиться под его наблюдением. Вновь пришедшему униформисту нужно внушить уважение к своему труду. Ему нужно внушить, что и он является органической и немаловажной частью циркового представления, что и его поведение на манеже замечается и оценивается зрителем, что от его четкой и правильной работы зависит нормальное течение представления, успех и безопасность обслуживаемого им номера.
. Значительное место в работе режиссера-инспектора занимает его участие в репризах коверного: ведь большая половина реприз многих коверных построена на диалогах. Естественно, что успех совместных выступлений в известной мере зависит и от артистических данных режиссера-инспектора, его умения наиболее выгодно «подыграть» коверному, подчеркнуть комические ситуации реприз. К сожалению, часто еще совместная отработка реприз сводится к «проговариванию» их в последнюю минуту, буквально перед занавесом, причем оба партнера оправдывают столь несерьезную подготовку тем, что знают эту репризу и исполняли ее ранее. В подобных случаях игровая часть репризы не уточняется, иногда даже и не оговаривается, и каждый из партнеров исполняет так, как исполнял ее раньше с другим, может быть, совершенно иным по характеру партнером. Естественно, что в этих случаях много выигрышных деталей, которые могли бы быть найдены при совместной работе, остаются неиспользованными. Хотелось бы сказать несколько слов о том, какой мне представляется роль режиссера-инспектора в производственной жизни цирка. Старая и, к сожалению, забытая традиция, когда режиссер-инспектор был полным «хозяином» манежа и закулисной части, себя оправдывала, и о ней стоило бы вспомнить и, мне кажется, восстановить применительно к новым, современным условиям нашего цирка. Положение «хозяина» манежа налагает прежде всего большую ответственность за выполняемую работу, но одновременно дает и необходимые возможности, дает права, пользуясь которыми режиссера-инспектора крайне ограничена, если не сведена на нет. Обязанности режиссера-инспектора и сейчас очень широки и охватывают все стороны производственной жизни цирка, и, мне кажется, вопрос не в дальнейшем их расширении, а в создании условий, при которых он действительно исполнял бы свои функции. Основой этих условий, мне кажется, является поднятие служебного авторитета режиссера-инспектора. К сожалению, сейчас во многих цирках самостоятельность режиссера-инспектора крайне ограничена, если не сведена на нет. Весьма часто его распоряжения отменяются или изменяются, в его работу по мелким и маловажным вопросам вмешиваются директор, художественный руководитель цирка, руководитель коллектива и аттракциона и даже ведущие артисты. Было бы ошибочно думать, что я говорю о полной независимости режиссера-инспектора от директора и художественного руководителя цирка. Конечно, и тот и другой должны руководить работой режиссера-инспектора, давать то направление в работе, которого следует придерживаться; они должны внимательно контролировать его работу, но режиссера-инспектора нельзя сковывать ненужной мелочной опекой, сводящей его работу к бездумному исполнению полученных распоряжений, ему должна быть предоставлена определенная свобода действий, дающая возможность проявить личную инициативу в решении вопросов, связанных с его разносторонней деятельностью. П. КВАСКОВ
..
|
Индия освобождает слонов из цирков![]() Центр защиты прав животных Вита с радостью поздравляет Индию с этим эпохальным событием, дарующим всем животным, заключенным в ци... |
ЦИРКОВЫЕ ЖАНРЫ НА ЭСТРАДЕ![]() На эстраде издавна существуют ряд жанров, обьединенных общим названием оригинальные . Они принадлежат цирковому искусству. Это различного рода акробатические но... |
Московский иллюзионный театр зверей![]() Московский иллюзионный театр зверей и птиц “Артемон “ предлагает вашему вниманию музыкальное иллюзионное экологическое шоу. Наш спектакль - это раз... |
Животные в цирке:
Верхом на Мухе![]() Сколько интересного таит в себе небольшой островок, лежащий между оживленными течениями Олимпийского проспекта и улицы Дурова. Каждый раз, приходя сюда, ло... |
Обезьяна Том![]() Назван в честь знаменитого Тома Круза, хотя качествами киногероев самого актера не распологает. Вниманием женщин, в отличии от своего однофамильца, не... |
Жеребец Бубен![]() Рождён в 1992 году в маленьком городе Гаврило-Пасад (Московская область). Характер - слегка нервозный. Люди ласково называют его Буба . ... |