Артисты цирка

Ахметзянов Даньяр Ринатович

News image

Эквилибрист на свободной проволоке Номер “КРУГЛЫЙ КВАДРАТ” выпущен в июне 2001 г....

Павлович Елена Львовна

News image

Корнилова (дев. фам. Супрун) Нина А

News image

Творческая биография, изложенная самой артисткой. Родилась 25 декабря 1926 года. До 1943 го...

Вильданов Айрат Гильфанович

News image

Канбегов (Забелкин) Владислав Влади

News image

Ерошенков Сергей Михайлович

News image

Цирки в мира

Народный цирк РОВЕСНИК

News image

Вот уже 40 лет в Санкт-Петербурге существует замечательный детский коллектив, Народный цирк Ровесник . Цирк был создан в 1969 году на...

«Цирк зверей» в Брянске

News image

Династия Филатовых ведет свой отсчет с 1836г (разрешением губернатора Ниженего Новгорода на работу на рыночной площади Филату поводырю с медведем и ...

Московский Цирк на проспекте Вернад

News image

Московский цирк на проспекте Вернадского был основан 30 апреля 1971 года. В 2001 году цирк отметил свое 30-летие! Основателем и руководителем ци...

Китайский цирк

News image

Вы много раз бывали в цирке, но Ваш взгляд остановился на афише Китайский цирк . Что же это за ци...

Мировые цирки - Страницы истории - Цирк во времена Петра I



PostHeaderIcon Цирк во времена Петра I

Цирковая история - Страницы истории

цирк во времена петра i

Гулко разнесся над Невой пушечный выстрел. Он возвестил о начале ассамблеи. Возле объявлений, висевших на столбах, толпились люди, слушатели; грамотеи громко, по складам   читали   указ   Петра:

«Ассамблеи — слово французское, которое на русском языке выразить не можно... тут можно друг друга видеть и о всякой нужде переговорить, также слышать, что где делается, притом же и забава...».

В афишах объявлялись и публичные выступления иностранных фигляров — «поспешные дивотворствия, презентованные в Цесарии, Пруссии, Франции, Польше и других княжениях...».

А по Адмиралтейской дороге уж мчались к Почтовому дому богатые сани —князь-кесарь Федор Ромодановский, собою видом как монстра, нравом злой тиран; шаутенбейнахт светлейший князь Александр Меньшиков, князь Яков Долгорукой, обер-фискал Алексей Нестеров — словом, весь «енаралитет». Кто в санях, а кто и пешком направлялись к Почтовому дому господа дворяне, знатные купцы, офицеры; чинно шли под руку со своими женами корабельные мастера, канцеляристы — все, кому указ петровский   определил   быть в ассамблее.

Генерал полицеймейстер Петербурга Девиэр по велению Петра записывал всех прибывающих.

Хозяином ассамблеи в Почтовом доме был сам вице-адмирал Петр Михайлов (Петр I).

Царь был в «матрозском бостроке бархатном черном, на голове красный платок, шляпа маленькая».

Танцы открылись польским, затем следовала миновея (менуэт), различные контрдансы, пистолет-миновет. С галерей смотрели царевны Анна Петровна, Елисавет Петровна и государыня-матушка Екатерина Алексеевна с дамами. Не выдержали и тоже в пляс пустились. А уж тогда танец, выдуманный Петром, пошел: гросс-фатер под похоронную музыку. Внезапно по знаку маршала ассамблеи похоронная музыка сменилась веселой, плясовой. Дамы побросали своих кавалеров, стали ловить других, кавалеры ловили дам... В общей забаве участвовали и Петр с Екатериной. Кто без дамы, тому штраф полагался — выпить кубок большого или малого орла.

«Политесе» (правила хорошего тона) восстановлена была в уборах и в столах. Дамы в модных парижских платьях, бриллиантами    убраны.   Иностранцы дивились: несколько лет назад эти дамы ходили с вычерненными зубами, чтоб не походить на арапов и на обезьян.

И был на ассамблее стол с кушаньем, поставлена на нем великая чаша, налита вином. К ней ковш, нарочно сделанный под гербом Орла.

В первой комнате танцевали, прохлаждались. Во второй забавлялись в карты, шахматы, шашки и тавлеи. В третьей были бутылки вина, трубки с деревянными спичками для закуривания, табак рассыпан на столах...

Так можно себе представить картину ассамблеи по сохранившимся документам и воспоминаниям современников.

Вполне возможно, что на ассамблеях происходили и выступления иностранных фигляров. В «Библиографических записках» (1859, стр. 268) указывается, что по внешним признакам (бумага, шрифт и орфография) объявления об ассамблеях и афиша о выступлениях иностранных актеров отпечатаны в одно время и в одной и той же типографии.

Вернемся же на ассамблею и представим выступления иностранных  фигляров,  как  о   них рассказывали афиши.

«...Вначале наша в свете похвальная Английская мастерица, опрокинясь назад ногами, наплаш  прострется.

Обе ноги въкруг шеи обвивает на подобие галстуха. Закладывает свою левую ногу на правое плечо и приводит ледвею к лопатке, и станет на другой   ноге   в   равной   линей.

Опрокинясь спиною, головою до земли, туловищем на ногах въкруг вертитца, яко ветреная мелница, а лице стоит на одном месте, не дотыкаяс руками до земли. Раздвигает ногу позадь себе, на пол аршина выше главы, и стоит в равной линей с другою ногою, еже всему свету удивително...».

В духе ассамблеи был и следующий  номер:

«...На пирамиде или на двух стулах стоящая, головою спустяс на 2 фута ниже ног своих, и вздымая манету или рюмку вина и пиет за здравие всей кампании. Стоит на главе ногами вверх, не дотыкаяс руками до земли, концами острыми шпаги положа к шеи, и пиет рюмку вина за здравие всей кампании».

Теперь поглядим и другие «позитуры». Афиша сообщала, что будет «колебимое явление от француза, а имянно лестница 7 футов, на оной младенец, потом поставил оную на чело, танцует фоли дишпань. Младенец 2 лет, показывающий всякие  экзерциции».

А вот и сцена у ковра. Афиша  сообщает:

«При сем же забавный человек, подземист собою, преузорочные скоки делает, которые натурою нечаянны, которому и мастерица тож за ним действует».

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Цирк в Москве

Цирк на Цветном бульваре

News image

Наступили долгожданные каникулы. Вы наконец-то в отпуске! Чем заняться, куда пойти? Конечно же в Московский цирк на Цветном бульваре! Это один из ст...

Авторизация