Цирки в мира
История Омского циркаДостаточно просто писать историю какой-нибудь труппы. Будь-то цирк Чинизелли, или братьев Никитиных, или династии Запашных, Ки... |
Запорожский государственный циркЗапорожский государственный цирк – отличный пример хорошей работы артистов, художественного руководителя, циркового оркестра и других сотрудников цирка. Данный цирк постоянно ра... |
Одесский циркПосле того как был разобран цирк Альберта Саламонского, осенью 1889 года крупный одесский предприниматель, хозяин пивоваренного завода, купец второй гильдии Ви... |
Тульский циркТульский цирк был построен в 1963 году. Зал рассчитан на 2000 мест. Сам цирк вмещает в себя 1992 зрителя. Техническое устройство ма... |
Примадонна советского цирка
Цирковая история - Страницы истории |
Цирк можно любить или не любить. Но не восхищаться бесстрашием и ловкостью дрессировщиков, которым легко покоряются огромные хищники, — никак нельзя. Харьковчанкой Ириной Бугримовой всегда восхищались вдвойне, ведь она была не только смелой и успешной, но и одной из первых в стране, кто взялся за укрощение львов.
Красивая, умная, талантливая
Ирина Николаевна — аристократка и интеллигентка не в первом поколении — гордилась своей родословной. Мать Ирины — дворянка, отец — профессор кафедры хирургии в ветеринарном институте. Ира была младшей из четырех дочерей профессора Бугримова. Родилась она в 1910 году. После трех дочерей Николай Иванович надеялся на сына, поэтому, чтобы не разочаровываться, стал воспитывать дочь как мальчика. Ирину одевали на мальчишеский манер, учили верховой езде. Но мама стремилась привить дочери и любовь к искусству. Она отдала девочку в балетную школу.
В доме Бугримовых под Харьковом, а затем и в квартире на углу Мироносицкой и Бассейной (ныне Петровского) собирался весь цвет харьковской интеллигенции. Здесь бывали музыканты, художники, писатели, врачи. Другом семьи был знаменитый Айвазовский. Бугримова с детства привыкла быть в центре внимания, у нее было немало примеров для подражания в любой сфере деятельности.
Ирина с успехом окончила балетную школу и поступила в студию при Харьковском оперном театре, участвовала в спектаклях. В подростковом возрасте она не раз помогала отцу на операциях, и тот считал, что из дочери выйдет отличный хирург. Активно занималась Ирина Николаевна и спортом. И здесь у нее были потрясающие достижения. Она играла в гандбол, русский хоккей, занималась конькобежным спортом, гоняла на мотоцикле. «Я была очень способной. Все, за что бы я ни бралась, у меня получалось», — писала впоследствии Ирина Николаевна. Особого же успеха Бугримова добилась в легкой атлетике — в первую очередь в метании диска и толкании ядра. В ее активе — призовое место на первой Всесоюзной спартакиаде. В 1927 году Ирина Бугримова стала чемпионкой Украины в толкании ядра, а через год — в метании диска.
Больше всего девушке хотелось стать каскадершей в кино. Но жизнь решила по-своему. Ирина познакомилась с другим «мастером на все руки» — спортсменом, музыкантом, гонщиком, цирковым артистом Александром Буслаевым. Именно такой человек мог в полной мере оценить природные таланты Ирины. Он предложил ей сделать совместный номер для цирка. Директор после некоторых колебаний согласился, и в 1929 году началась работа над аттракционом «Полет на санях из-под купола цирка». Буслаеву и Бугримовой позволили готовиться на манеже по ночам. Костюмы и музыка — за счет артистов. Подготовка закончилась в 1931 году, и премьера головокружительного трюка состоялась в Киеве. Аттракцион пользовался неизменным успехом, но сама Бугримова его не очень любила: «Чистая механика и бессмысленный риск». Параллельно с «Полетом» она решила готовить и более интересный для нее номер: «Высшая школа верховой езды». В 1937 году она появлялась на арене уже два раза за вечер. В первом номере была отважная, энергичная спортсменка. Во втором — грациозная девушка исполняла вместе с лошадью танец под музыку Бизе. Говорят, что зрители даже заключали пари, не веря, что это одна и та же артистка. А вскоре у Бугримовой было уже три номера. Один из них — со львами.
Бугримова укротила более 80 львов
Интерес к дрессуре у Бугримовой не был случайностью. Еще в детстве отец регулярно брал ее с собой на вызовы к больным цирковым животным. А в 30-х годах артистку вызвал к себе высокопоставленный советский «цирковой» чиновник Данкман и сказал, что хотел бы видеть на арене советского цирка женщину-укротительницу. Для нового дела была закуплена партия леопардов. Поработав с ними, Бугримова заявила, что леопарды не очень подходят для создания героического образа. Если уж работать, то со львами — истинными царями зверей. Ей пошли навстречу и передали на воспитание трех львят — Кая, Юлия и Цезаря. Бугримова рассчитывала на то, что львы в свое время выйдут на арену и сразу сделают все, что нужно. Но все оказалось значительно сложнее. Ирине Николаевне пришлось самой изучать, изобретать способы работы с этими животными. Пособий тогда не существовало, сведения о характере львов в популярных книгах грешили массой неточностей. Молодая дрессировщица вынуждена была двигаться вперед на ощупь, методом проб и ошибок, доверяя собственной интуиции. В конце концов оказалось, что и это по плечу артистке. Она вышла на арену как первая в Советском Союзе укротительница львов.
После войны Ирина Николаевна рассталась с Буслаевым. При этом Александру удалось оставить у себя весь реквизит, всю аппаратуру их аттракционов. Бугримова ушла только с тремя львами, начала все сначала и преуспела. Скоро уже вся страна отлично знала ее имя.
За свою жизнь Ирина Бугримова воспитала более 80 львов. Она ставила номера, от которых захватывало дух даже у самых искушенных зрителей. «Лев-канатоходец», «Лев-наездник», «Кресло смерти». Бугримова ложилась на живой ковер из хищников, обнималась с воспитанниками, взмывала под купол на качелях вместе с львицей, кормила львов из рта в рот. В программу могла входить даже наигранная злость льва!
Номера для брезентовых шапито
Ирина Николаевна провела на арене 45 лет. Последнее ее выступление состоялось, когда ей было уже 66! Конечно, за столь долгую карьеру укротительницы не обошлось и без травм — в том числе и очень серьезных. Однажды львица на качелях вцепилась когтем в ногу актрисе. Та незаметно подала знак ассистентам, их спустили. Бугримова, улыбаясь и хлюпая наполненным кровью сапожком, ушла за кулисы, а на арену выпустили клоунов. Зрители были уверены, что все идет по плану. А через четверть часа укротительница, которой успели обработать рану и перебинтовать ногу, опять вышла на манеж. Ей в это время было уже за 50.
Первой из отечественных цирковых артистов выдающаяся дрессировщица была удостоена звания заслуженной артистки, затем она стала Героем Социалистического Труда и народной артисткой СССР. Бугримова — одна из немногих примадонн советского цирка, которая не отказывалась выступать на самой «глухой» периферии, даже в брезентовых шапито.
После ухода с арены Ирина Бугримова принимала госэкзамены в Государственном училище циркового и эстрадного искусства имени Румянцева, консультировала Российскую государственную цирковую компанию, возглавляла Союз ветеранов советского цирка, участвовала в работе Общества защиты животных. Вместе с Юрием Никулиным она добивалась строительства здания цирка на Цветном бульваре в Москве.
Когда в 2000 году отмечался юбилей актрисы, все в один голос утверждали, что на 90 лет Ирина Николаевна совсем не выглядит, а уж тем более не ведет себя как древняя старуха. В том году знаменитой укротительнице был вручен орден «За заслуги перед Отечеством» ІІІ степени. А в следующем году Бугримовой не стало.
В Харькове Ирина Бугримова после своего отъезда в столицу бывала еще неоднократно. В музее нашего цирка хранится ее фотография с надписью: «Харьковский цирк! Это моя юность, мое начало работы в цирковом искусстве. И все мои дальнейшие этапы творческой жизни связаны со старым Харьковским цирком! Спасибо!!!» Поэтому неудивительно, что несколько лет назад площадь, на которой расположен цирк в нашем городе, стала носить имя Ирины Бугримовой.
Читайте: |
---|