Артисты цирка

Джабраилов Камал Муса оглы

News image

Скоков Александр Владимирович

News image

Князьков Станислав Евгеньевич

News image

Асадуллин Дамир Фахритдинович

News image

Простецова Ирина Петровна

News image

род. 28 сентября 1980 года в Москве Клоунесса, дрессировщица Отец - дрессировщик На...

Ибрагимов Грант Евгеньевич и Ибраги

News image

Ибрагимов Грант Евгеньевич, род. 6 апреля 1951 г. Акробат, дрессировщик медведей. Ибрагимова (Щ...

Цирки в мира

Нижнетагильский цирк

News image

Нижнетагильский цирк на протяжении уже практически восьмидесяти лет радует жителей города чудесными и захватывающими программами. Артисты цирка любят приезжать в эт...

История Нижегородского цирка

News image

История русского цирка богата интересными событиями, ее истоки уходят в далекое прошлое. Во многих литературных источниках можно найти упоминания о ци...

Цирк Brazil Jack

News image

Традиции средних размеров цирка Brazil Jack   берут начало у истоков истории шведского циркового искусства. Семья Родинов начала свой славный путь со...

Архангельский цирк Шапито

News image

По инициативе цирковых артистов г. Санкт-Петербурга и Архангельской области, конно-спортивного клуба «Север», Союза Промышленников и Предпренимателей РОССИИ в  2007 г. уч...

Мировые цирки - Страницы истории - Дядя Ваня



PostHeaderIcon Дядя Ваня

Цирковая история - Страницы истории

дядя ваня

Парад, алле! — Свисток.— Музыка, марш!.. На манеже в лакированных сапогах на толстеньких коротких но­гах, в русской поддевке тончайшего сукна, русской фуражке с лакированным козырьком, из-под которого смотрят умные глаза, стоит человек среднего роста, с широчайшими плечами. У него полное русское лицо со вздернутым носом и маленькими усиками над пухлой губой. В руке он держит золотой свисток на тонкой золотой цепочке. Это — знаменитый И, В. Лебедев, по прозвищу Дядя Ваня — арбитр и организатор первых профессиональных чемпионатов борьбы в России, имя которого так же популярно, как имена Дуровых, Поддубного, Бим-Бом...

Еще студентом И. В. Лебедев увлекся атлетикой и борьбой. Он был в то время членом петербургского кружка доктора Краевского — «отца русской атлетики», в «кабинете» которого родилось немало замечательных русских богатырей...

На манеж под звуки «Марша гладиаторов» выходят цепочкой современные «гладиаторы». Музыка играет как бы не для них: каждый идет своей, выработанной годами походкой, совсем не в ритме марша. Борцы тяжело ступают на ковер, будто они не живые, а из железа.

Обойдя манеж, «чемпионы» останавливаются, образуя замкнутый круг; каждый принимает свою «пластическую» позу. Зрители уже знают каждого борца, его биографию, манеру бороться, размер мускулов.  Оркестр  замирает.

—        Настоящий   чемпионат   организован     мною,— мощный     голос Дяди   Вани   доносится  в   самые   отдаленные   уголки   галерки,— на первенство  мира!   Прибыли   и   записались  следующие   борцы.   Техник французской борьбы...

Первый в России чемпионат борцов Дядя Ваня организовал в 1904 году в цирке Чинизелли. Успех был колоссальным, материальный доход тоже. Но Чинизелли был не из тех, кто делился доходами, и вскоре Дядя Ваня с ним расстался. Он уговорил миллионера Елисеева финансировать чемпионаты борьбы, взамен чего предоставил свои способности и опыт. Из-за границы были выписаны самые популярные чемпионы. На афишных тумбах и заборах Петербурга появились многокрасочные плакаты — портреты увешанных медалями борцов с невероятными мускулами. Газеты запестрели сенсационными «сведениями» о борцах. Интерес к чемпионату подогревался еще тем, что в нем участвовал Иван Поддубный. Он только что вернулся из Парижа, где у него произошел скандал во время встречи на первенство мира с Раулем Буше, претендентом на первое место вместе с Поддубным. Поддубного в Париже, как говорят борцы, «скомбинировали». Он не получил ни одного поражения, но не получил и приза. Рауль Буше тоже был приглашен в Петербург, и встреча его с Поддубным обещала быть сенсационной, так  как  русский  богатырь   решил  взять  реванш.

Трудно сейчас представить, какие страсти разгорались в те годы вокруг чемпионатов. Цирковой борьбой увлекались все слои общества. Дядя Ваня должен был каждый вечер отвечать с манежа на множество вопросов, которые зрители задавали с мест: «Сколько лет Луриху? Сколько весит Чемберс Ципс? Женат ли Аберг? Каков объем груди у Збышко? Где Заикин?»

Дядя Ваня отвечал молниеносно. Это была живая энциклопедия в области борьбы и спорта. Правда, его ответы не всегда были точ­ными,  но  этого  и  не  требовалось...

—        Циклоп  Беньковский весит семь  пудов  и сорок фунтов!   Выпивает три  самовара   чая!   Алекс   Аберг убежденный   холостяк.   Объем груди   Збышко-Цыганевича   131   сантиметр!   Иван   Заикин   сейчас   садится в поезд на станции Тюмень,    чтобы    выехать    в    Петербург!..

Дядя Веня, говоривший на нескольких языках, был, без сомнения, образованным человеком и прекрасным дельцом. Его друзьями были Куприн, Шаляпин, художники Мясоедов и Серов. Страницы его журнала «Геркулес» украшали рисунки известных иллюстраторов, Мясоедов нарисовал для него обложку. Карикатуры на Дядю Ваню можно было увидеть во всех газетах и журналах того времени.

Режиссерским талантом Дядя Ваня обладал недюжинным, а фантазии ему было не занимать. Он изобрел «амплуа» борцов — «любовников», «зверей», «комиков». На представлении он умел доводить зрителей до неистовства. Самые солидные буржуа колотили кулаками по барьеру лож и кричали на весь цирк: «Неправильно!» Их чопорные, осыпанные брильянтами жены вели себя не лучше мужей. В борца, который неправильно положил своего противника, с галерки летели яблоки, а иногда и предметы потяжелее. Бывало, что наводить порядок в зрительном зале приходилось полиции. Борцы, игравшие  роли  «злодеев»,  часто боялись  показаться  на улице.

Дядя Ваня придумывал новым борцам эффектные фамилии, без всякого стеснения раздавал чемпионские звания, и случалось, что в одном чемпионате собиралось десятка полтора «чемпионов мира». Он начал демонстрировать всевозможные конкурсы и силовые аттракционы, придумал первую борцовскую — «черную» — маску, которая стала непременным персонажем любого чемпионата. Он находил в каждом городе любителей, которые делали ему сборы, писал книги по атлетике и борьбе и издавал журнал «Геркулес», рекламировавший его чемпионов. Он поднял интерес к чемпионатам на необычайную высоту, и он же, в конце концов, убил этот интерес, доведя свои режиссерские трюки до абсурда, в который перестала верить публика.

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Цирк в Москве

Цирк на Цветном бульваре

News image

Наступили долгожданные каникулы. Вы наконец-то в отпуске! Чем заняться, куда пойти? Конечно же в Московский цирк на Цветном бульваре! Это один из ст...

Авторизация