Цирки в мира

Цирк на Цветном бульваре

News image

Старый Московский цирк на Цветном бульваре - один из самых старейших цирков России. Сто с лишним лет назад, в 1880 го...

Донецкий государственный цирк «Косм

News image

Донецкий государственный цирк «Космос»– это не просто оригинальное здание, это еще и центр циркового развития всей области. Здесь регулярно проводятся фе...

Ижевский цирк

News image

За свою более чем вековую историю Ижевский цирк стал неотъемлемой частью культурной жизни республики, горожан и гостей оружейной столицы России. На иж...

Артемон - Театр зверей и птиц

News image

Если Вы любите цирк, любите животных и особенно любите цирковые представления с участием животных и птиц, то Московский иллюзионный театр зв...

Мировые цирки - Цирковая лента - Цирковой архив - По улицам слона водили


PostHeaderIcon По улицам слона водили

Цирковая лента - Цирковой архив

По улицам слона водили... замечательной басни И. А. Крылова «Слон и моська»: «По улицам слона водили, видно, напоказ...» Вполне возможно, что знаменитый бас­нописец был свидетелем события, привлек­шего внимание москвичей: в 1796 году в столицу действительно приводили слона. По-видимому, под впечатлением этого необычайного происшествия Иван Андре­евич Крылов сочинил три басни: «Слон и моська», «Слон в воеводстве» и «Слон в случае». Биограф И. А. Крылова литератор П. А. Плетнев, знавший Ивана Андрееви­ча лично, утверждает, что большинство его басен навеяно личными впечатлениями. В пользу подобного предложения говорят и даты. В 1798 году, когда «по ули­цам слона водили», Крылов жил преиму­щественно в Москве. После ареста А. Н. Радищева, опубликовавшего «Путе­шествие из Петербурга в Москву», почти все вольные типографии были закрыты, а И. А. Крылов, один из владельцев типо­графии «Крылов и товарищи», был вынуж­ден уехать из Петербурга в Москву. Но вероятен также и другой вариант. Могло случиться, что И. А.

. Крылов не был сам очевидцем этого происшествия, а лишь слышал рассказы о нем. Могла попасться ему на глаза и лубочная картинка, создан­ная неизвестным автором, — по-видимому, современником И. А. Крылова. Репродук­ция ее воспроизводится на этой странице. Примечательно, что некоторые детали в басне и на рисунке буквально совпа­дают. За слоном «толпы зевак ходили», и уж, конечно, из всех подворотен с неистовым лаем выбегали собаки. Комизм подобных сценок подметили и безвестный народный художник, автор лубочной картинки, и баснописец, увековечивший слона и мось­ку в басне. Любопытно, что на рисунке рядом с толпой зевак изображена одна собачка, лающая на слона. Точная дата создания лубка неизвест­на, но стиль подписи под рисунком позволяет предположительно отнести его к концу века. Перед нами прапрадедушка дрессиро­ванного циркового слона. Надпись «Описа­ние слоновой жизни» гласит, что он «...де­лает разные дела, как-то: вытаскивает пробки из бутылки, развязывает узлы и кладет тяжести на свою спину и тому по­добное...». По свидетельству историков, дрессиро­ванный слон впервые был приведен в сто­лицу в 1672 году для забавы царя Алексея Михайловича. Через 134 года слон на кар­тинке описывается так: он «есть самой болшой и примечания достойной земный звер ибо он вышиною в 4 аршина да при­том чрезвычайно толст весу в нем около а обитает он в жарких азия и африки питается травою и древесными листиями кожа нанем цветом темноватая и седая притом голая морщеватая и жеская он послушнея лошади верности ров­няется собаки хитрея обезьян также умен как добр силен как лев и сердит как тигр сколько он прост а более переимчив и по­слушен посредством своего хобота взры­вает деревья, людей и зверей повергает им землю...». все смотрить ево хотят...» Характерно, что, когда подмеченный И. А. Крыловым сюжет «Слон и моська» через полстолетия с лишним вновь появил­ся на лубочных картинках, он сопровож­дался уже не безвестным текстом, а тек­стом басни Крылова, ставшей подлинно на­родной. В 1857 году такая народная кар­тинка была отпечатана в литографии Е. Я.

. Яковлева, а спустя еще десять лет — у И. А. Голышева. Крылов при жизни заслужил глубокую любовь русского народа. Об этом расска­зывают биографы и исследователи его творчества. Но едва ли не самым красно­речивым свидетельством популярности русского баснописца служит томик его басен, хранящийся в Государственной публичной исторической библиотеке в Москве. В первой половине прошлого века эта книжечка принадлежала крестьянину. На ней одиннадцать крестьянских надпи­сей. Они выражают, сколь драгоценна для них была эта книга. Одна из надпи­сей завещательная: «Сия книга Василия Никанорова Бровкина, а по смерть мою принадлежит Гав­риле Алексееву Орлову. Кроме его, чтоб никто не смел вступати . ..». С. ГРИГОРЬЕВА Журнал Советский цирк Март.1960 г

.

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

PostHeaderIcon Цирковые события:

Индия освобождает слонов из цирков

News image

Центр защиты прав животных Вита с радостью поздравляет Индию с этим эпохальным событием, дарующим всем животным, заключенным в ци...

ЦИРКОВЫЕ ЖАНРЫ НА ЭСТРАДЕ

News image

На эстраде издавна существуют ряд жанров, обьединенных общим названием оригинальные . Они принадлежат цирковому искусству. Это различного рода акробатические но...

Московский иллюзионный театр зверей

News image

Московский иллюзионный театр зверей и птиц “Артемон “ предлагает вашему вниманию музыкальное иллюзионное экологическое шоу. Наш спектакль - это раз...

PostHeaderIcon Животные в цирке:

Обезьяна Том

News image

Назван в честь знаменитого Тома Круза, хотя качествами киногероев самого актера не распологает. Вниманием женщин, в отличии от своего однофамильца, не...

Верхом на Мухе

News image

Сколько интересного таит в себе небольшой островок, лежащий между оживленными течениями Олимпийского проспекта и улицы Дурова. Каждый раз, приходя сюда, ло...

Жеребец Бубен

News image

Рождён в 1992 году в маленьком городе Гаврило-Пасад (Московская область). Характер - слегка нервозный. Люди ласково называют его Буба . ...

Цирк в Москве

Мышиная железная дорога

News image

Аттракцион Будьте добры! - это увлекательное путешествие белых мышей по железной дороге в мир сказок А.С. Пушкина. В ск...

Авторизация