Цирки в мира

Иркутский цирк

News image

Иркутский цирк – это первый цирк из камня, появившийся на территории Дальнего Востока и Сибири. Он был построен в 1964 го...

Одесский цирк

News image

После того как был разобран цирк Альберта Саламонского, осенью 1889 года крупный одесский предприниматель, хозяин пивоваренного завода, купец второй гильдии Ви...

Французский цирк Автово

News image

Санкт-Петербургский Французский цирк Автово является преемником передвижного цирка Маяк . Маяк в свое время гастролировал в ...

Ярославский цирк

News image

Цирк. Самый яркий и необыкновенный праздник детства. Волшебная арена, обрамленная низким бархатным барьером, до которого можно дотронуться во время антракта. Ор...

Мировые цирки - Цирковая лента - Интересные факты - Русская советская эстрада. Программа. Новодворская И.Я. 1987 г



PostHeaderIcon Русская советская эстрада. Программа. Новодворская И.Я. 1987 г

Цирковая лента - Интересные факты

Русская советская эстрада. Программа. Новодворская И.Я. 1987 г. Новодворская И.Я. Русская советская эстрада. Программа. /редакция Чернова Е.П./ 2003г. специализация - Б. Оригинальный жанр Составитель - ст. преподаватель, кандидат искусствоведения И.Я.Новодворская Рецензенты: Киевское государственное училище эстрадно-циркового искусства, Ответственный за выпуск В.М.Андреева Редактор Е.А.Коровина Учебный курс Русская советская эстрада предназначен для специализации Оригинальный жанр . Давая учащимся специальные знания, курс одновременно способствует воспитанию у них понимания задач, которые стоят перед артистом, обращающемуся к многомиллионной и разновозрастной аудитории. Нравственное здоровье общества, духовный климат, в котором живут люди, в немалой степени определяются состоянием литературы и искусства , - подчеркивалось в Политическом докладе ЦК КПСС 27 съезду Коммунистической партии Советского Союза. Наше искусство, отражая рождение нового мира, вместе с тем активно участвует в его становлении, формируя человека этого мира - патриота своей Родины, подлинного интернационалиста. Таким образом, артист эстрады не только художник, но и воспитатель масс, что накладывает на него высокую ответственность. Изучение истории эстрады позволяет на конкретных примерах представить расцвет этой области искусства в нашей стране после Великой Октябрьской социалистической революции, открывшей перед артистами реальные возможности для развития своего дарования, воспитывает чувство гордости за достижения социалистической культуры. В курсе значительное место отведено рассмотрению исторически сложившихся видов оригинального жанра в связи с тем, что номера его играют немаловажную роль в эстрадных представлениях. Отмечается демократический характер ряда дореволюционных номеров жанра, истоки которого коренятся в фольклоре, народных игрищах, в представлениях скоморохов и выступлениях потешников на подмостках старинных балаганов. В программе курса подчеркивается, что советские исполнители, продолжая традиции прогрессивных русских артистов, создают произведения - номера высокого гражданского звучания, в которых духовная красота человека критически сочетается с красотой физической. Примеры жизни и творчества выдающихся артистов эстрады, беспрерывно совершенствовавших мастерство и вложивших большой труд в создании своих номеров, оказывают положительное влияние на молодое поколение и способствуют его стремлению бороться за высокий эстетический идеал.

. В процессе занятий необходимо привить молодым артистам умение критически разбираться в явлениях отечественного и зарубежного эстрадного искусства, использовать опыт известных деятелей советского эстрадного искусства и отметать идеологически чуждые, антиэстетические явления в эстраде. В связи с особенностями эстрады, ее многожанровостью и тесной связью с другими видами искусств, педагогу необходимо обладать широкими художественными познаниями, уверенно и увлеченно излагать материал с учетом его взаимосвязей с другими учебными курсами. Рекомендуется изложение курса сопровождать социально-исторической характеристикой эпох, рассказывать об условиях труда и истоках вдохновения артистов, знакомить с лучшими образцами исполнения. Важное значение для освоения учащимися материала курса имеет изучение работ К.Маркса, Ф.Энгельса, В.И.Ленина, решений 27 съезда КПСС и пленумов ЦК КПСС по вопросам культуры и искусства. Следует рекомендовать учащимся делать выписки из марксистско-ленинских произведений и партийных документов, вести конспекты по литературе, что помогает более вдумчиво проанализировать прочитанное. Опыт преподавания свидетельствует, что процесс приобретения знаний учащимися должен быть творческим, иначе он малоэффективен. Знания, полученные путем рассуждений, критического анализа, поисков, проведенных самими учащимися, сохраняются на всю жизнь и становятся средством активной художественной артистической деятельности. Поэтому эффективности занятий способствуют организация научно-студенческих конференций, семинаров, на которых учащиеся могут выступать с рефератами, сообщениями по интересующим их разделам курса. На занятиях необходимо обсуждать эстрадные концерты, проводимые конкурсы артистов эстрады, с которыми учащиеся вместе с педагогом могут ознакомиться на коллективных посещениях, организованных во внеучебное время. Эффективность уроков можно повысить и демонстрацией диапозитивов, отрывков из кинофильмов, фотографий, гравюр, афиш с изображением артистов в номерах, трюковых комбинаций, реквизита, костюмов, а также прослушивания музыки к эстрадным программам и записей выступлений чтецов и певцов. Также необходимо рекомендовать учащимся для самостоятельного чтения научно-критическую литературу, мемуары и исторические книги по избранной профессии. Это поможет им в развитии художественного вкуса, правильной идейно-эстетической оценки явлений эстрадного искусства, а также в воспитании умения образным, ярким языком излагать материал. Кол-во час. Раздел 1. История русской дореволюционной эстрады 1. Истоки эстрадных жанров 2. Формирование эстрадных представлений в России во второй половине 18 в. и первой половине 19 в. 3.

. Становление русской эстрады во второй половине 19 в. 4. Развитие русской эстрады на рубеже веков (1896-1917) Раздел 2. История советской эстрады 5. Советское эстрадное искусство в первые годы Советской власти 6. Советская эстрада 20-х гг. 7. Советская эстрада 30-х гг. 8. Советская эстрада в период Великой Отечественной войны 9. Советская эстрада второй половины 40-80-х гг. Итого: 48 час. История дореволюционного русского эстрадного искусства в свете высказываний В.И.Ленина о двух культурах внутри каждой национальной культуры в классовом обществе. Значение для развития советской эстрады решений КПСС и Советского правительства по вопросам культуры и искусства. Общественно-воспитательная роль советского эстрадного искусства, его неразрывная связь с народом, созидающим коммунизм. Участие эстрадных артистов в борьбе советского народа против фашизма в период Великой Отечественной войны. Расцвет эстрадного искусства народов СССР на современном этапе. Задачи советской эстрады в свете решений 27 съезда КПСС по вопросам культуры и искусства. Специфические черты эстрадного искусства.

. Многообразие жанров в эстрадном представлении. Особенность художественного образа на эстраде. Характеристика эстрадного обозрения, концерта. Номер как основа эстрадного спектакля. Значение художественного слова на эстраде. Гротеск, сатира, юмор, пародия в эстрадных номерах. Эксцентрика в номерах оригинального жанра. Высказывания В.И.Ленина об эксцентрике. Роль песни на эстраде. Интерес В.И.Ленина к революционной эстрадной песне. В.И.Ленин о Монтегюсе. В.И.Ленин о поэте-коммунаре Э.Потье как об одном из самых великих пропагандистов посредством песни. Раздел 1. История русской дореволюционной эстрады Тема 1. Истоки эстрадных жанров Древнейшие сведения об эстрадных жанрах. Зарождение жанров в трудовых процессах. Первоначальные элементы эстрадного искусства в народных обрядах и празднествах восточных славян. Пляски, музыкальное и вокально-поэтическое искусство, отразившее быт и познание природы в Древней Руси. Календарно-обрядовые и семейно-обрядовые песни, принявшие театрализованный характер. Распространение народной инструментальной музыки. Формирование искусства скоморохов. Его связь с традициями народных игр и обрядов. Скоморохи - основные носители советской национальной культуры. Комические и сатирические образы, созданные скоморохами. Скоморохи-дрессировщики. Медвежьи потехи . Скоморохи-острословы, глумотворцы-сатирики. Преследование народных скоморохов со стороны государства и церкви. М.Горький о наследии скоморохов в области малых форм народных представлений и музыки. Тема 2. Формирование эстрадных представлений в России во второй половине 18 в. и первой половине 19 в. Экономический и политический подъем в России и развитие национальной культуры. Противоречия крепостнического строя. В.И.Ленин о дворянском этапе освободительного движения. Эстрада в народных гуляньях. Театры-балаганы. Начало развития оригинальных жанров на эстраде балаганов. Продолжение свободолюбивого духа выступлений скоморохов в искусстве подкачельных комиков, дедов - зазывал и раешников. Элементы сатиры в их выступлениях. Комические образы паяцев и шутов на балконах-раусах. Импровизированная природа игры народных комиков. Гонения на передовых артистов со стороны царской полиции. Каскадная акробатика, эквилибристика, жонглирование в арлекинадах и пантомимах-феериях. Особенность иллюзионных спектаклей в балаганах - черные кабинеты на сцене. Синтетический характер искусства балаганных артистов. Игра на музыкальных инструментах, звукоподражание, пение, пляска, исполнение коротких рассказов, гимнастические и атлетические упражнения. Первые эстрадные театры - вокзалы и их репертуар. Павловский вокзал . Эстрадные представления в увеселительных садах Москвы (в Нескучном саду, Петровском парке и Петербурге - в Саду искусственных минеральных вод). Танц-акробаты, фокусники-трансформаторы, вентрологи на эстраде вокзалов . Подъем патриотического движения в период Отечественной войны 1912г. и постановка на оперно-балетной сцене Русских национальных дивертисментов балетмейстером А.П.Глушковским (1793-1870) и др. Крестьянские и солдатские хоры в дивертисментах и в усадебных концертах. Создание сценариев для дивертисментов писателями (например Н.М.Карамзиным - инсценировка Только для Марфино - крепостной театр Салтыкова). Куплет в дивертисментах и антрактах драматических театров. Актеры - мастера куплетного жанра Н.О.Дюр (1807-1839), В.И.Живокини (1805-1874). Буффонадная манера игры, импровизация в исполнении куплетов. Исполнение куплетов выдающимися артистами - М.С.Щепкиным (1788-1863), А.Е.Мартыновым (1816-1860). Художественные особенности исполнения куплета: выразительность, многообразие интонаций и тончайших оттенков речи. Рефрен в куплете и его значение для понимания идеи куплета. Широкое развитие куплетного жанра на эстраде. Его роль в становлении публицистического, злободневного эстрадного репертуара. Крупные мастера европейской эстрады в концертах-дивертисментах Михайловского театра в Петербурге в 30-40 гг.: куплетист-трансформатор А.Ваттемар, эксцентрик-пародист, мимист и куплетист П.Т.Левассор (1808-1870), шансонье Гоннэ. Жанр короткого рассказа. Первые профессиональные актеры-рассказчики в антрактах и дивертсментах - М.С.Щепкин и П.М.Садовский (1818-1872). Образы людей из народа, создаваемые ими в рассказах. Импровизированная манера исполнения. Чтение Щепкиным басен Крылова, поэзии революционной демократии - стихов Т.Г.Шевченко и А.Фрейлиграта. П.С.Мочалов (1800-1848) - первый чтец пушкинских произведений на эстраде. Стихи К.Ф.Рылеева в исполнении Мочалова. Первые литературные чтения и их значение для развития демократической эстрады. Правительственные ограничения, мешающие развитию демократической эстрады. Введение монополии дирекции императорских театров на организацию эстрадных представлений (1854) в Петербурге и Москве. Тема 3. Становление русской эстрады во второй половине 19 в. Революционно-демократическое движение в 60-70 гг. Развитие капитализма после отмены крепостного права. В.И.Ленин о втором этапе русского освободительного движения. Развитие русской общественной мысли. Расцвет русского передового искусства в связи с развитием революционно-демократического движения. Борьба демократического направления в русской культуре с реакцией и проявление этой борьбы в эстрадном искусстве. Поэзия революционной демократии на эстраде. Актер - демократ П.А.Никитин. Исполнение им с эстрады произведений Н.А.Некрасова и стихов поэтом - искровцев . Гражданская тема в репертуаре актера-чтеца М.И.Писарева (1844-1905). Сатирический куплет, его авторы и исполнители. Куплеты поэтов искорцев на эстраде. Обличение в куплетах социального неравенства, царских чиновников - казнокрадов и взяточников, продажный судей, темных биржевых дельцов. Творчество В.С.Курочкина (1831-1875). Сатирические песни Беранже в его переводе. Оригинальные сатирические стихи Курочкина, написанные в куплетной манере и их исполнение с эстрады известными артистами. Куплеты Курочкина Знаки препинания в исполнении П.А.Никитина. Стиха Д.Д.Минаева, П.И.Вейнберга, Л.И.Пальмина и др. на эстраде. Актер Г.Н.Жулев - автор и музыкант-исполнитель куплетов на эстраде. И.М.Монахов (1842-1877) исполнитель куплетов Курочкина и лирических песенок с эстрады. Снижение сатирической направленности куплетов в 70-80 гг. Создание образов босяков на эстраде в конце 19 начале 20 вв. как выражение протеста против тяжелой жизни народа в царской России. В.П.Валентинов - один из первых создателей маски босяка на эстраде. Куплетисты злобисты , исполнители рваного жанра . Выступление клоуна-публициста и акробата В.Е.Лазаренко (1890-1939) в начале 20 в. в маске философствующего босяка на арене русских цирков. Рассказчики и их репертуар. Творчество И.Ф.Горбунова (1831-1895) как автора и исполнителя сатирических монологов и рассказов. Влияние А.Н.Островского и П.М.Садовского на творчество Горбунова. Сцены народного быта - основной жанр его рассказов. Чтение рассказов в лицах, диалоги - перемолвки - характерная манера исполнения Горбунова. Горбунов рассказчик-мимист. Импровизация как один из творческих приемов Горбунова на эстраде, способствующий сатирическому изображению купцов, финансовых дельцов, царских чиновников. Монологи от имени отставного николаевского генерала Дитятина - разночинно-демократическая сатира на крепостников, ретроградов и консервативный генералитет. Деятели русского искусства о Горбунове. Известные драматические артисты В.Н.Андреев-Бурлак (1843-1888) и В.Н.Давыдов (1849-1925) как рассказчики и чтецы на эстраде. Исполнение ими произведений Н.В.Гоголя, И.С.Тургенева, Л.Н.Толстого, А.П.Чехова. Цирковые жанры на эстраде. Увеличение количества цирковых балаганов и цирков после отмены крепостного права в России. Спектакли-пантомимы, арлекинады-феерии на русский сюжет в балаганах. Историко-романтические и революционные образы пантомим (пантомимы о Ермаке, Степане Разине). Выступление комиков-акробатов, гимнастов, музыкальных клоунов, танцоров-каскадеров в балаганах и на эстраде увеселительных садов. Творчество соло-клоуна М.И.Высокинского (псевдоним Макс), выступавшего в 80-х гг. в балаганах и цирках в маске паяца. Музыкально-эксцентрические и танцевальные номера ( Здесь играть нельзя ). Сатирические темы антре ( Воздушный змей , Кто так танцует ). Диалоги с публикой. Русская сатирико-публицистическая клоунада. Творчество выдающихся русских клоунов В.Л.Дурова (1864-1934) и А.Л.Дурова (1865-1916). Выступления Дуровых на клубной эстраде, на эстраде увеселительных садов и балаганов. Исполнение В.Дуровым куплетов, фокусов, звукоподражания, силовых номеров. В.Дуров - художник-моменталист. Начало артистической деятельности А.Дурова в балагане в Москве (1879) как жонглера, акробата, фокусника и зазывалы. Выступления А.Дурова на эстраде в Эрмитаже М.Лентовского (1888). Русская буффонадная клоунада. Белые и Рыжие клоуны на эстраде балаганов. Сатирическая направленность их репертуара. Значение диалогов в клоунских антре. Музыкальные клоуны и эксцентрики на эстраде. И.С.Радунский (1872-1955) и Ф.Я.Кортези (?-1897) - создатели дуэта Бим-Бом (1891). Выступления Радунского в маске Белого , Кортези - в маске Рыжего . Сочетание игры на музыкальных инструментах с акробатическими трюками и шуточными диалогами. Изобретение оригинальных эксцентрических музыкальных инструментов. Новый партнер Радунского М.А.Станевский (1879-1927). Исполнение дуэтом куплетов на эстраде. Общественно-политические темы в номерах. Сатирические куплеты О пользе и вреде книг . Музыкально-акробатический эксцентрический ансамбль Юровых на эстраде и в цирке. Бытовая фольклорная сценка Русская деревня . Участник ансамбля П.Е.Невский (наст.фам.Емельянов 1852-1916). Творчество Невского-музыканта-вертуоза на гармонии, певца народных сатирических песен, танцора и акробата. Сатирический номер Игрушечник . Народные хоры и певцы на эстраде. Народная манера исполнения песен. В.В.Стасов о художественной манере исполнения народных песен. Репертуар хоров. Д.А.Агренов - Славянский (1834-1908) - исполнитель лирических и шуточных русских народных песен, собиратель песенного фольклора южных и западных славян. Организация им хора славянских песен - Славянская капелла и выступления на эстраде (1868). Драматизированные инсценировки на эстраде выступлений хора в сценических костюмах и декорациях. Противоречия в репертуаре и исполнении хора. П.И.Чайковский, А.Н.Танеев об Агреневе-Славянском. Мировые достижения русских акробатов. М.Е.Сосин (по афише Алеша Сосин, 1867-1910). Первый в мире исполнитель двойного сальто в партере, победитель ряда акробатических конкурсов в цирках Парижа, Берлина, Петербурга. Братья Винкины (наст. фам. Половинкины) - первые в России исполнители акробатических трюков на подкидных досках (1905). Жонглеры М.С.Пащенко (1854-1933) и К.И.Пащенко (1865-1935), выступающие в костюмах спортсменов, жонглеров с тенисными ракетками и мячами. Использование ими оригинального реквизита. Рекордные достижения русских воздушных гимнастов. Исполнение П.А.Никитиным двойного сальто в воздухе. Развитие эстрадных антреприз во второй половине 19 в. Сад Эрмитаж М.В.Лентовского (1843-1906). Эстрадные и цирковые программы в Эрмитаже . Выступление ансамблей русских певцов и танцоров. Артисты оригинальных жанров. Группа лезгинских канатоходцев под руководством Абдула Керима-Оглы; канатоходец Блонден, эквилибрист Ля Рож, иллюзионист Альдо Мартини, музыкальные клоуны и эксцентрики Дельторелли и др. Начало профессиональной режиссуры на эстраде. Лентовский как режиссер эстрадных номеров и спектаклей-феерий. Станиславский об организаторской и художественной деятельности Лентовского. Антрепренер Щукин, новый владелец Эрмитажа . Вокально-танцевальные и оригинальные жанры на эстраде Эрмитажа Щукина. Отмена монополии императорских театров в столицах и усиление буржуазного предпринимательства в области эстрады (театр Буфф , театр Берга и др.). Открытие кафе-шантанов в России. Грубость, пошлость ряда номеров кафешантанной эстрады. Фальсификация на буржуазной эстраде русской песни, пляски и фольклора народов, населявших Россию. Тема 4. Развитие русской эстрады на рубеже веков (1896-1917 Борьба передовых деятелей эстрады за связь искусства с народом в годы революционного подъема перед революцией 1905 г. Революционизирующее воздействие передовой русской культуры на культуру других народов России. Выступление на эстраде М.И.Ермоловой. Призыв к борьбе с тиранами и ненависть к ним - основная актеров-чтецов. Преследование царским правительством передовых русских эстрадных артистов. Рабочая самодеятельность на эстраде садов петербургских окраин и народных домов. Жанр сатирической частушки и злободневного райка на народной эстраде. Исполнители фабричного фольклора. Творчество эстрадного артиста П.Ф.Жукова на фабрично-заводской эстраде. Эстрадный дуэт П.Ф.Жукова и Н.Ф.Монахова (1875-1936). Злободневные темы куплетов. Сатирические образы-маски. Образ рабочего - новый положительный герой на эстраде. Эстрада в период первой русской революци. Значение революции 1905 г. для русской культуры. Художественное слово на эстраде в годы революционного подъема. Выступления чтецов-любителей, выходцев из ралочих и интеллигенции на концертной эстраде. Чтение с эстрады произведений А.М.Горького. Выступления В.И.Качалова, В.Ф.Комисаржевской, П.Н.Орленева на эстраде. Произведения В.Я.Брюсова, Т.Л.Щепкиной-Куперник в репертуаре эстрадных чтецов в период революции 1905 г. Возникновение жанра обозрений и элементы политической сатиры в нем. Стремление прогрессивных эстрадных артистов сохранить демократические тенденции в эпоху реакции после поражения революции 1905 г. Хор крестьянских певцов под руководством М.Е.Пятницкого на концертной эстраде. Оркестр народных инструментов под руководством В.В.Андреева на эстраде; русская классическая музыка и народные песни в его репертуаре. Демократические элементы в эстраде кинотеатров. Борьба эстрадных артистов за создание профессиональной организации. Преследование артистов исполнителей сатирического репертуара после поражения революции 1905 г. Усиление коммерческого предпринимательства в области эстрады. Литературно-артистические театры миниатюр. Кривое зеркало (1908); литературно-театральная пародия в его репертуаре. Осмеяние штампов в постановках опер, балетов, драматических театров, оперетт и номеров кафе-шантанной эстрады. Эстрадный театр Летучая мышь , связь с Московским Художественным театром. Эстрадные инсценировки сочинений русских классиков. И.М.Москвин - исполнитель инсценировок чеховских рассказов. Б.С.Борисов - на эстраде театра Летучая мышь . Выступления с чтением произведений Пушкина, Тургенева, Некрасов. Создатели жанра русского конферанса: Н.Ф.Балиев (1877-1936), Я.Д.Южный, К.Э.Гибтман (1884-ум.неизв.). Станиславский о творческой манере Балиева как конферансье. Импровизация, умение овладеть вниманием публики и представить номер. Балиев - руководитель и режиссер Летучей мыши . К.Э.Гибшман - создатель образа неудачного конферансье-дебютанта в Кривом зеркале , первый из русских конферансье, внесший в этот жанр искусство перевоплощения. Отрицательные последствия коммерческого предпринимательства для эстрады в начале 20 в. Гонения на прогрессивных эстрадных артистов. Идейный и художественный кризис буржуазной эстрады накануне Великой Октябрьской Социалистической революции. Раздел 2. История советской эстрады Тема 5. Советское эстрадное искусство в первые годы Советской власти Советское эстрадное искусство в первые годы после победы Великой Октябрьской Социалистической революции. Ленинское учение о преемственности развития культуры и его значение для становления советской эстрады. Пути и задачи советской эстрады в свете решений партии по вопросам искусства. 7 съезд партии и значение его решений по вопросам развития искусства. Речь В.И.Ленина на 3 съезде комсомола. Первые мероприятия Советского правительства в области эстрады, цирка, театра. Декрет Об объединении театрального дела (1919), подписанный В.И.Лениным. А.В.Луначасркий о задачах советского эстрадного искусства. Зарождение советской эстрады в массовых действах, представлениях- инсценировках во время революционных праздников, концертов-митингов на площадях городов. Роль артистов оригинального жанра в этих спектаклях. Выступления артистов эстрады на фронтах гражданской войны в частях Красной Армии, участие в работе агитпоездов. Борьба за новое содержание и форму эстрадных представлений. Первые советские песни на эстраде рабочих клубов. Выступления силовых акробатов, клоунов, акробатов-эксцентриков в эстрадных концертах Дома цирка. Эстрадные артисты на манеже цирка. Исторические связи эстрады и цирка. Причины взаимодействия этих видов искусства. Тема 6. Советская эстрада 20-х гг. Успехи культурного строительства. Изменение форм и методов агитационной работы в массах. 12 съезд РКП (б) о необходимости усиления работы по созданию и подбору революционного репертуара. Разнообразие форм и средств агитационного эстрадного искусства. Противоречия развития эстрады в период НЭПа. Открыти е театров миниатюр и кабаре. Борьба лучших артистов против пошлости и мещанских вкусов на эстраде. Создание театров революционной сатиры (Теревсаты). А.В.Луначарский о роли революционной сатиры в представлениях малых форм . Сатира, злободневные шутки, частушки, агитационные пьесы в репертуаре Теревсатов. Использование Теревсатами традиций балаганных действ и народного кукольного театра. Влияние Окон Роста на постановки Теревсатов. Открытая агитационность, плакатность, буффонада, карикатурность в обрисовке персонажей - характерные художественные приемы постановок. Участие в спектаклях молодых художников (М.Шагалл в Витебском Теревсате), поэтов, драматургов (А.Арго, Н.Адуев и др.). Открытие Тереквсата в Москве (1920). Творческая деятельность режиссера Д.Г.Гутмана в Теревсатах. Значение постановок Теревсатов для развития советского эстрадного искусства. Организация Мастерской Фореггера - Мастфора (1922). Н.М.Фореггер как режиссер и балетмейстер. Участие С.М.Эйзенштейна в спектаклях Мастфора. Акробатика, эксцентрика и пародия в представлениях. Постановка Фореггером эстрадных танцев; воплощение в них современных тем. Критика мещанской эстрады в период НЭПа в работах Фореггера. Спектакли-арлекинады в Петроградском театре Народной комедии. Участие артистов эстрады (К.Э.Гибшман) и оригинального жанра (акробат А.Александров-Серж, клоун и акробат Жорж Дельвари и др.) в представлениях театра. Сатирическая пьеса-сценарий Работяга Словожеков М.Горького на сцыене театра. Рождение новой формы эстрадных представлений: Синяя блуза (1923). Продолжение агитационной линии Теревсатов - публицистичность, сатира. Использование формы живой газеты и традиций представлений ярмарочных балаганов. Создание программ из фельетонов, обоззрений, частушек, райков на темы внутренней и внешней политики. Авторы: В.Масс, В.Катаев, Н.Асеев, А.Безыменский, А.Арго, Н.Адуев и др. Композиторы: К.Листов, К.Кац. Художественные приемы представлений - коллективная декламация, гимнастические построения, акробатика, ритмические движения. Буффонада, гротесковые и эксцентрические персонажи в представлениях. Компактность оформления, моментальная трансформация костюмов. Гастроли коллективов Синей блузы за границей. Влияние на прогрессивное эстрадное и театральное движение за рубежом. Особенности развития разговорного жанра. Эстрадный фельетон и его мастера. Н.П.Смирнов-Сокольский (1898-1962) - основатель сатирико-публицистического фельетона. Ранние стихотворные фельетоны артиста. Борьба с мещанством - основная тема фельетонов ( Роптать желаю , Всероссийская ноздря ). Усиление публицистики и сатиры в творчестве Смирнова-Сокольского в 30-х гг. Отказ от стихотворных монологов, переход к прозе в фельетонах. Использование разнообразных художественных приемов (кино, куклы). Г.И.Афонин (1897-1959). Выступления на фронтах гражданской войны. Создание политического агитационного фельетона. Главный конфликт в фельетонах - столкновение старого уклада жизни с новой действительностью. Прославление силы народа, строящего новую жизнь. Выступления Б.С.Борисова на советской эстраде. Обращение к стихам и басням Демьяна Бедного. Становление на советской эстраде жанра конферанса. А.Г.Алексеев (1887-1985). Начало творческой деятельности в дореволюционных театрах-миниатюр. Пародии, шутки на темы внутритеатральной жизни - основная тема конферанса. Руководство театрос Кривой Джимми . Обращение в конферансе к современным общественно-политическим темам. А.А.Гриль, А.А.Менделевич, С.А.Тимошенко - популярные конферансье 20-30-х гг. Рождение советской школы литературного чтения на эстраде. А.Я.Закушняк (1879-1930). Использование традиций народных сказителей. Вечера рассказов . Чтение с эстрады повестей и романов русских и зарубежных классиков. В.Н.Яхонтов (1899-1945) - создатель театра одного актера. Ленинская тема в репертуаре первых советских эстрадных чтецов. Темы революции и социалистического строительства в литературно-художественных композициях. Театры малых форм. Репертуар и художественные приемы. Кабаре Нерыдай (1922-1923). Стремление создать злободневные сатирические спектакли. Противоречивый характер ряда постановок, уступка мещанским вкусам нэпмановской публики. Участие в спектаклях талантливой артистической молодежи (И.Ильинский, Р.Зеленая, М.Гаркави, А.Арнольд, М.Местечкин, М.Марадудина и др.). Постоянные авторы: Арго, Адуев, В.Имбер и др. Автор, артист и режиссер В.Типот. Оформление художника В.Симова. Организация мюзик-холла. Участие поэтов, писателей в создании эстрадных спектаклей-обоззрений - А.Жарова, Демьяна Бедного, И.Ильфа и Е.Петрова, В.Катаева. Известные театральные актеры в спектаклях Московского и Ленинградского мюзик-холлов: Н.К.Черкасов, Б.Н.Тенин, С.А.Мартинсон, Г.М.Ярон и др. Цирковые артисты и артисты оригинального жанра в мюзик-холлах: Волгины, Э.Т.Кио, С.А.Каштелян и Н.Отто. Постановки балетмейстеров в мюзик-холлах. К.Голейзовский (1892-1970). Иностранные гастролеры - исполнители оригинального жанра в советских мюзик-холлах. Тема 7. Советская эстрада 30-х гг. Превращение СССР в страну сплошной грамотности. Развитие национальной по форме и социалистической по содержанию культуры и искусства народов СССР. Направляющая роль партии в развитии советского искусства. Постановление ЦК ВКП(б) от 23 апреля 1932г. О перестройке литературно-художественных организаций и его значение для развития эстрады. Теоретическое обоснование метода социалистического реализма на Всесоюзном съезде советских писателей (1934). Метод социалистического реализма - основной метод советского искусства. Трудности и противоречия развития эстрады в 30-х гг. Стремление показать в разных эстрадных жанрах образ положительного героя, богатство духовной жизни советского человека, оптимизм. Борьба против вульгаризации и поверхностного изображения жизни в некоторых эстрадных спектаклях. Ошибки эстрадной критики в оценке искусства малых форм. Характеристика А.В.Луначарским эстрадного искусства, как наиболее злободневного по своей политической заостренности. Обновление и совершенствование организационных форм управления эстрадой. Объединение эстрадных артистов в одну Государственную организацию. Создание Государственного объединения музыки, эстрады и цирка (ГОМЭЦ). Расширение сети эстрадных площадок. Усиление роли режиссеров и художественных руководителей в эстрадных спектаклях. Исполнение произведений М.Горького, В.В.Маяковского, М.А.Шолохова, А.Н.Толстого на литературной эстраде. Искусство художественного чтения. Д.Н.Журавлев (1900), И.В.Ильинский (1901). Рассказчики на эстраде. Р.Зеленая (1902), В.Хенкин (1883-1953). Конкурсы мастеров художественного слова. Ансамбли народного танца. Значение их выступлений для развития эстрадного искусства. Акробатический танец на эстраде и его мастера А.Л.Редель и М.Хрусталев. Песни на эстраде - К.И.Шульженко (1906), Л.А.Русланова (1900-1973). Проблемы советского джазового искусства. Творчество Л.О.Утесова (1895-1982). Первый Всесоюзный конкурс артистов эстрады и его лауреаты. Тема 8. Советская эстрада в период Великой Отечественной войны фашистских захватчиков. Эстрадные концерты в частях Красной Армии морского флота. Представления артистов эстрады на призывных пунктах, в военкоматах, в госпиталях. Фронтовые бригады эстрадных артистов, участие в них выдающихся артистов разных жанров - М.Гаркави, Руслановой, Яхонтова, Хенкина, Шульженко, Мирова и Новицкого и др. Фронтовые эстрадные театры под руководством Д.Гутмана, В.Полякова, Ф.Липскерова. Артисты оригинального жанра, музыкальные эксцентрики П.Алексеев, В.Степанова, танц-жонглеры А. и А.Жерве, иллюзионист А.Казин, акробатическая пара Т.Птицина и Л.Маслюков, эксцентрик А.Матов, режиссер и артист Е.Гершуни в эстрадных концертах в осажденном Ленинграде. Антифашистская программа Бей врага джаз-оркестра Л.Утесова. Выступление антифашистскими монологами, фельетонами. Песни военных лет выдающихся советских композиторов В.Захарова, В.Соловьева-Седова, М.Блантера, Д.Кабалевского, Ю.Милютина и др. в эстрадных концертах. Концерты артистов эстрады у стен рейхстага в Берлине в День Победы. Тема 9. Советская эстрада второй половины 40-80-х гг. в СССР. Мировое значение социалистической культуры и искусства. Борьба КПСС за высокую идейность и художественное мастерство деятелей искусства. Единство идейно-политического, трудового, нравственного и эстетического воспитания человека в СССР. Значение советского искусства в борьбе с буржуазной идеологией. Роль эстрадного искусства в формировании коммунистического мировоззрения, патриотизма и интернационализма. Тема борьбы за мир в эстрадных спекталях. Героика и романтика эстрадных программ. Политическая сатира, публицистика, юмор, пародия в эстрадных концертах. Развитие разнообразных форм эстрадных представлений. республик. Открытие новых эстрадных театров-миниатюр, мюзик-холлов в послевоенный период. Ленинградский театр миниатюр под руководством А.И.Райкина. Творческий путь народного артиста СССР, Героя социалистического труда А.И.Райкина (1912). Высокая идейность и гражданственность артиста. Борьба с невежеством, мещанством, нравственной глухотой, бюрократизмом - основная тема творчества. Искусство перевоплощения, сатирическая типизация характеров в моноспектаклях и интермедиях, исполняемых Райкиным. Авторы скетчей В.С.Поляков, Г.Горин, М.Жванецкий и др. Райкин - многожанровый артист, владеющий гротеском, пародией, пантомимой, трансформацией, использующий приемы итальянской комедии масок. Школа Райкина на эстраде - Л.Горелик, Г.Хазанов. Организация Московского Сокольский. Создание Московского театра миниатюр (1959). Открытие Московского мюзик-холла (1960) - режиссер А.П.Конников (1920). Открытие Ленинградского мюзик- холла (1967) под руководством И.Я.Рахлина. В репертуаре вокально-танцевальные ревю, номера оригинальных жанров. Героико-патриотическая тема ряда представлений. Мюзик-холлы в Грузии, на Украине, в Средней Азии. Первое Всероссийское совещание деятелей эстрадного искусства (1959). Признание за эстрадой значительной роли в духовном формировании нового человека. Выдающиеся исполнители куплетов. И.Л.Набатов (1896-1977). Куплеты на международную тематику. Объект сатирических обличий в куплетах - поджигатели войны. Каламбур, имитация - выразительные средства в куплетах. Юмористические куплеты в исполнении А.И.Шурова (1906) и Н.Н.Рыкунина (1915). Творчество известных куплетистов Б.Н.Бенецианова (1918), А.С.Белова (1909). Сатирический дуэт и его мастера М.Миронова (1910) и А.С.Менакер (1913-1981). Исполнение ими комических, сатирических миниатюр, эстрадных фельетонов и скетчей. Гротеск в искусстве дуэта. Обличение мещанства. Р.А.Карцев (1939), В.Л.Ильченко (1937) - исполнители сатирических миниатюр на материале фельетонов М.Жванецкого. Участие артистов в спектаклях Московского театра миниатюр. Мастера конферанса. М.Н.Гаркави (1887-1964) - выдающийся конферансье-полемист, умело ведущий экспромтом словесный бой со зрителями. Мастерство художественного организатора концертов. Парный конферанс Л.Б.Миров и Е.А.Дарский, Л.Б.Миров и М.В.Новицкий - новаторы в жанре парного конферанса, создатели сатирических сценок с устойчивыми характерами. Основная тема их творчества - сатира на обывателей и мещан. Б.С.Брунов (1922) - обращение к злободневному репертуару (совместная работа с автором М.Грином). Владение цирковыми жанрами. Режиссерская деятельность. О.А.Милявский (1923). Сатирические злободневные монологи в его творчестве. Экспромт, импровизация в выступлениях. Е.В.Петросян (1945) - конферансье и исполнитель юмористических рассказов. Л.П.Шмелов (1930) - мастер ведения эстрадной программы, пантомимист, танцор. С.М.Дитятев (1946). Международные и бытовые проблемы, затронутые в его конферансе. Разнообразные выразительные средства: акробатика, эстрадный танец, куплет. Пародия на эстраде и ее ведущие мастера: В.И.Чистяков (1943-1972), Г.М.Дудник (1924), К.М.Смирнова (1922), Ю.С.Филимонов (1924), В.Винокур - литературные и музыкальные пародии, шаржи, сатира и пародийные шутки в их исполнении. Возросшая роль речевых жанров на эстраде. Мастера художественного слова: С.М.Балашов, В.Сомов, С.А.Кочарян и др. Участие писателей, поэтов и композиторов в создании эстрадного репертуара. Жанр устного рассказа. И.Л.Андронников. Русская народная песня на эстраде. Л.Г.Зыкина. Авторы - исполнители на эстраде Б.Окуджава, В.Высоцкий. Обращение к песне советских поэтов (Р.Гамзатов, Р.Рождественский, Е.Евтушенко, А.Вознесенский). Исполнители эстрадной песни А.Пугачева, С.Ротару и др. Ансамбли народного танца на эстраде. Джазовые коллективы. Вокально- инструментальные ансамбли. Продолжение традиций народного творчества, русского эстрады. Развитие оригинального жанра на советской эстраде. Гражданственность, патриотизм артистов. Широкий диапазон тем номеров. Гармоническое слияние музыки, пантомимы и хореографии, актерского мастерства в номерах оригинального жанра. Организация творческой мастерской оригинального жанра при Москонцерте. Клуб фокусников , созданный в 1983 г. в недрах мастерской - руководитель В.Руднев. Поиски новых форм и трюков артистов оригинального жанра. Народные и заслуженные артисты оригинальных жанров: А.Акопян, Д.Читашвили, Л.Маслюков, Т.Птицина, В.Л.Васильев и др. Выдающийся режиссер и педагог народный артист РСФСР, заслуженный деятель искусств С.Каштелян. Патриотические, антифашистские темы в его творчестве. Философская глубина, яркая выразительность художественных приемов в его номерах. Искусство пантомимы на эстраде. Создание театра Пластической драмы под руководством Г.Мацкявичюса. Участие артистов оригинального жанра во Всемирных фестивалях молодежи и студентов. Творческие дискуссионные мастерские оригинальных жанров и пантомимы на 12 фестивале молодежи и студентов в Москве. Выступления перед воинами Советской Армии и Флота, в Домах культуры, совхозов и колхозов, на стройках и в цехах заводов. Артисты оригинального жанра лауреаты премии Ленинского Комсомола. Выступления эстрадных артистов на арене цирка. Связи эстрады и цирка. Широкая подготовка кадров эстрадных артистов в СССР. Создания отделения речевых, оригинальных жанров и музыкальной эксцентрики при Государственном училище циркового и эстрадного искусства (1961). Создание эстрадно-цирковых училищ в Киеве и Тбилиси. Открытие Всесоюзной эстрадной мастерской по подготовке эстрадных номеров. Подготовка режиссеров эстрады и артистов речевого жанра в ГИТИСе им. А.В.Луначарского. Систематическое освещение в печати эстрадных номеров и концертов. Журнал Советская эстрада и цирк (с 1963). социалистических стран. Гастроли в СССР прогрессивных деятелей эстрады Западной Европы и США. Антиэстетический характер буржуазной эстрады. Проникновение на буржуазную эстраду милитаристических и расистских идей. Зарубежные гастроли советских эстрадных артистов. В.И.Ленин о культуре. - М., 1980 В.И.Ленин о литературе и искусстве. - М., 1979 Материалы 27 съезда Коммунистической партии Советского Союза. - М., 1986 Луначарский А.В. О театре и драматургии. Т.1. - М., 1958 Аксенов В.С. Искусство художественного слова. - М., 1954 Алексеев А.Г. Серьезное и смешное. - М., 1972 Ардов В.Е. Разговорные жанры эстрады и цирка. - М., 1968 Бейлин А. Аркадий Райкин. - М., 1969 Велехова Н.А. Когда открывается занавес. - М., 1975 Верховский Н.Ю. Книга о чтецах. М.-Л., 1950 Гершуни Е.П. Рассказываю об эстраде. - Л., 1968 Дмитриев Ю.А. Эстрада и цирк глазами влюбленного. - М., 1970 Дмитриев Ю.А. Михаил Лентовский. - М., 1978 Дмитриев Ю.А. Искусство советской эстрады. - М., 1962 Зеленая Р. Разрозненные страницы. - М., 1984 Зыкина Л.Г. Песня. - М., 1975 Искусство клоунады. Ред.-сост. Коган М. - М., 1969 Кузнецов Е.М. Из прошлого русской эстрады. - М., 1958 Кожик Ф Дебюро. - Л., 1973 Маркова Е. Марсель Марсо. - Л., 1977 Мастера эстрады. - Л.-М., 1964 Набатов И.С. Заметки эстрадного сатирика. - М., 1957 Нежный И.В. Былое перед глазами. - М., 1963 Нестыв И.В. Звезды русской эстрады. - М., 1974 Нестыв И.В. Клавдия Шульженко. - М., 1974 Нестыв И.В. Звезды советской эстрады. М., 1986 Русская советская эстрада: Очерки истории / Под ред Уваровой Е.Д. - М., 1976-1983 Реми Т. Клоуны. - М., 1964 Румнев А.О. О пантомиме. - М., 1964 Радунский И.С. Записки старого клоуна. - М., 1954 Сб.: Владимир Яхонтов, Сергей Бондарчук, Олег Попов. - М., 1960 Серова С.А. Анна Редель и Михаил Хрусталев. - М., 1981 Утесов Л.О. С песней по жизни. - М., 1961 Утесов Л.О. Спасибо, сердце! - М., 1976 Шварц А.И. В лаборатории чтеца. - М., 1960 Шереметьевская. Танец на эстраде. - М., 1985 Яхонтов В.В. Театр одного актера / Вступит. статья Андроникова И. - М., 1958.

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

PostHeaderIcon Цирковые события:

Индия освобождает слонов из цирков

News image

Центр защиты прав животных Вита с радостью поздравляет Индию с этим эпохальным событием, дарующим всем животным, заключенным в ци...

ЦИРКОВЫЕ ЖАНРЫ НА ЭСТРАДЕ

News image

На эстраде издавна существуют ряд жанров, обьединенных общим названием оригинальные . Они принадлежат цирковому искусству. Это различного рода акробатические но...

Московский иллюзионный театр зверей

News image

Московский иллюзионный театр зверей и птиц “Артемон “ предлагает вашему вниманию музыкальное иллюзионное экологическое шоу. Наш спектакль - это раз...

Занятия фитнес балетом.

PostHeaderIcon Животные в цирке:

Верхом на Мухе

News image

Сколько интересного таит в себе небольшой островок, лежащий между оживленными течениями Олимпийского проспекта и улицы Дурова. Каждый раз, приходя сюда, ло...

На все готовое

News image

Фаворита всех домашних и породистых кошек Дмитрия Куклачева жить поближе к природе тянет давно. Пока из загородной недвижимости у него ес...

Жеребец Бубен

News image

Рождён в 1992 году в маленьком городе Гаврило-Пасад (Московская область). Характер - слегка нервозный. Люди ласково называют его Буба . ...

Цирк в Москве

История театра Уголок дедушки Дуро

News image

Уголок дедушки Дурова , Страна чудес дедушки Дурова , Театр зверей имени В.Л. Дурова - эти наз...

Авторизация