Артисты цирка

Шадрин Сергей Валентинович

News image

Емелин Алексей Александрович

News image

род. 27января 1974 года, г. Николаев (У...

Марков Дмитрий Валерьевич

News image

Левицкая Элеонора Рудольфовна

News image

22 августа 1948, г. Фрунзе. Дрессировщица собак 1960 - впервые вышла на ма...

Досов Дмитрий Владимирович

News image

Ирина Хорошилкина

News image

Цирки в мира

Ростовский-на-дону цирк

News image

Ростовский цирк появился более ста лет назад. Первое стационарное здание для цирковых выступлений появилось здесь еще в конце XIX века. За...

Мир удивительных друзей - 2

News image

Леонид Костюк приглашает на увлекательное представление Мир удивительных друзей - Friendland ! Новый спектакль Большого Московского цирка на проспекте Ве...

История и развитие цирка в Перми

News image

Первое цирковое представление в Перми состоялось в 1884 г. Это был цирк М.Труцци. В июне 1896 г...

Красноярский цирк

News image

С 1971 года жителей и гостей города Красноярска артисты цирков радуют своими представлениями в зимнем здании. Строительство «Восьмигранной жемчужины» стало ва...

Мировые цирки - Цирковая лента - Интересные факты - Рассказ о крупнейшем берлинском варьете ФридрихштадтПаласт


PostHeaderIcon Рассказ о крупнейшем берлинском варьете ФридрихштадтПаласт

Цирковая лента - Интересные факты

. Несмотря на некоторое сходство варьете и цирка, каждый из этих очагов циркового искусства имеет свой особый ха­рактер. Варьете со своей сценой — это театр (правда, театр особого стиля, с особыми задачами). Кроме чисто цирковых номеров в нем широко обозрения, конферанс, художест­венное чтение, жанровые песни, арии из опер оперетт, балет, эстрадные танцы и т. д. Цирк — царство больших представлений с дрессированными жи­вотными. Здесь в центре внимания верховая езда, джигитовка, дрес­сированные хищники, экзотические животные, слоны, а также воз­душные номера. Эти представления непригодны для варьете по тех­ническим причинам. На подмостках больших варьете иногда уста­навливается большая клетка с хищниками и демонстрируется дрес­сировка лошадей, чтобы поразить публику необычным зрелищем. Но, как правило, здесь предпочитают работать с маленькими живот­ными — собаками, обезьянами. Манипуляторы и многие иллюзионисты, которым невыгодно, что­бы их наблюдали со всех сторон, предпочитают сцену варьете по этой причине, а также потому, что их реквизит на большом отдале­нии в цирке плохо различим. Номера художников-моменталистов имеют больший успех в варьете, так как в цирке половина зрителей, находящихся позади и по обе стороны мольберта, ничего не видит, Многие номера акробатов, жонглеров, эквилибристов одинаково пригодны и для варьете и для цирка, например, такие, как 2 Хортини, 5 Аркус, Марсо, Альбатросы, Валластоны, 2 Тонеллис, Эсперантос (все они знакомы жителям Москвы и некоторых других советских городов по гастролям немецких цирковых ансамблей). Важнейшим элементом варьете является танец. Счастливо то варьете, которое имеет собственный балетный ансамбль. «Фридрихштадт-Паласт» располагает одной из крупнейших балетных трупп (около пятидесяти танцовщиц и танцоров), художественное и тех­ническое мастерство которой не уступает балетным труппам некоторых оперных театров. Другим театрам-варьете, которым средства не позволяют иметь собственные балетные труппы, приходится прибе­гать к услугам странствующих коллективов. Иногда маленькие варьете приглашают всего лишь танцевальные дуэты. В качестве разновид­ности этого жанра в цирке можно назвать акробатический танец. Танец как жанр идеально подходит для цирка с его круглой ареной. Однако в цирках, где технически трудно оборудовать на манеже вполне пригодную танцевальную площадку, нельзя поставить танца, претендующего на художественную ценность.

. Даже отличные тан­цовщицы и танцоры рискуют (как это уже не раз бывало) показать­ся дилетантами, если в цирке нет твердой площадки и им приходит­ся работать на качающихся, неплотно сбитых досках или просто на опилках манежа. . ИСТОРИЯ ЗДАНИЯ ТЕАТРА Здание, в котором помещается «Фридрихштадт-Паласт», было выстроено в 1867 году мак рыночное помещение. Но уже через пол­года из его стен исчезли кочаны капусты, салат и окорока, и после перестройки в 1889 году здесь поселился «старый Ренц» со своими знаменитыми чистокровными рысаками и пестрым многообразием сенсационных аттракционов его цирка. Начиная с 1919 года здесь, в большом драматическом театре Макса Рейнгардта, звучал высокий пафос трагедий Софокла и Шек­спира. Здесь вызывали восторг народа и беспокойство властей «Тка­чи» Гергардта Гауптмана. Потом серьезная муза из этого дома высе­лилась и уступила место «легкой». Здесь ставились блестящие ревю Эрика Харела, гремели овации во славу Клер Вальдоф, Макса Ханзен, Марлен Дитрих. В черную пору гитлеровского господства здание театра было серьезно повреждено ночными бомбардировками. Его восстановили, и 17 августа 1945 года большое* варьете «Фридрихштадт-Паласт» раскрыло свои двери артистам всего мира и всем друзьям цирково­го искусства. . СМЕШАННАЯ ПРОГРАММА Последняя программа «Фридрихштадт-Паласта»— «Все для вас» была во многих отношениях очень интересна. Программа состояла из двух частей: первая часть — сборная, вторая — цирковые номера, объединенные единым замыслом. Составным элементом последней части была, кроме того, небольшая демонстрация новинок моды. Перед каждым номером первой части программы на сцене пока­зывалась тележка со щитом, на котором было изображение пред­стоящего выступления. комического амплуа и мужчина. , столько же составляет диаметр поворотного круга. Два малых круга и 10 специальных те­лежек позволяют быстро менять декорации. Множество передвиж­ных декораций, деталей оборудования сцены и реквизит хранятся в помещении, имеющем в высоту.

. в таких же костюмах, и первый, сзади. неожиданно оказывались вокальным квартетом, распевавшим на манер бродячих певцов веселые куплеты, посвященные следующему номеру. . СБОРНАЯ ПРОГРАММА В ПАЛАСТЕ Разумеется, зрителям предлагается в Паласте и обычная для варьете сборная программа, которую ведет конферансье. Он представляет артистов публике, а в одном или двух собственных номерах стремится остроумно занять ее. Хороший конферансье, беседуя в шутливом тоне с публикой (конечно, на злободневные темы), ловко подводит к очередному номеру, создавая для него наиболее благоприятное настроение. Очень удачным показалось мне объявление номера, сделанное с эстрады одним саксонским комиком. Он гово­рил сперва о мужчинах вообще, потом завел речь о мужчинах-красавцах и заинтриговал публику сообщением, что сейчас перед ними выступит поразительно красивый мужчина, который покорит все жен­ские сердца. Занавес раздвинулся, и на сцену, шаркая ногами, вышел комик — приземистый, с невероятно смешным выражением лица и в нелепом костюме. Первый взрыв смеха идеально подготовил успех выступления комика. Конечно, и для демонстрации сборной программы «Фридрихштадт-Паласт», располагающий балетом и богатым оборудованием сцены, имеет гораздо больше возможностей, чем маленькие варье­те. Где еще артисту цирка будет аккомпанировать оркестр из пяти­десяти человек? Один известный цирковой артист долгое время с восхищением вспоминал о своих выступлениях в Паласте: «Сцена изображала улицу (чёрт возьми, какой привлекательной может быть иногда улица!). Среди очаровательнейших танцовщиц балета, кото­рые на этот раз показали себя отличными велосипедистками, я про­ехал несколько почетных кругов по просторной сцене Паласта. А затем вдруг мои спутницы внезапно исчезли, и сцена была предостав­лена мне и моему номеру». . РЕВЮ (ОБОЗРЕНИЯ) Действие обозрения «Счастье нужно иметь» происходит в Венгрии. Оно начинается веселой свадьбой. Лайош, владелец крупной свиноводческой фирмы, выдал свою дочь Этельку за Фредди. Перед отъездом молодых в город, где они собираются постоянно жить, па­лаша Лайош приготовил им сюрприз: свиньи, любимцы Этельки, приходят прощаться и показывают все, что они умеют.

. Так в ткань действия было вплетено интересное выступление дрессировщика Хоппе. В ревю «Добрый вечер, Париж!» были включены номера худож­ников-моменталистов. В сюжет ревю «50 женщин вокруг Казановы» составным элементом входит игра сестер Керри, виртуозов-маримбофонисток. Обозрения не являются чем-то новым на эстраде. Этим жанром особенно славится Франция. Но если там решающую роль играют внешний блеск, великолепие постановки, а содержание, если о нем вообще может идти речь, имеет второстепенное значение, то в Бер­линском Паласте пытаются придать обозрениям актуальность, политическую направленность. Так, в одном из наиболее удавшихся обозрений «Фридрихштадт-Паласта» — «Дети, как время мчится — 100 лет варьете!» с помощью диапозитивов рисуется разрушительное действие войны. На протя­жении всего обозрения даты сопровождают отдельные картины. На­чиная с 1939 года цифры, которые вначале были красивы и гладки, все более крошатся, пока они в 1945 году не распадаются на не свя­занные друг с другом куски. Одновременно с этим на диапозитивах производится разрушение «Фридрихштадт-Паласта» и Бранденбургских ворот. Великолепная находка! Всеобъемлющему разрушению, которому подвергалась Германия, дано символическое вопло­щение. Обозрение «Дети, как время мчится!» кончается оптимистически — 1960-м годом в Новой Германии. Действие началось в 1860 го­ду. Сюжет обозрения ведет от юной пары артистов к их сыновьям, двум конферансье, а затем их внукам — Пеппи и Хайнцу, тоже конферансье. Пеппи и Хайнц (их играют комик Пеппи Цаль и конфе­рансье Хайнц Кверман) выходят на сцену с разных сторон. Хаинц страшно хромает. «Пеппи. Дружище, что это с тобой стряслось? Хайнц. 1960-й год начинается для меня хорошо — я чуть было вывалился из вагона поезда. Пеппи. Ради бога! Что ты натворил? Хайнц. Я ехал вчера из Дюссельдорфа в Берлин и по привычке хотел сойти в Мариенборне для контроля... Пеппи. Скажи-ка, братец, на каком ты свете? Контроль в Мариенборне! Что же, ради тебя снова ввести зональные границы?! Хайнц. Старая привычка! Поезд даже не остановился. Но я уже открыл дверь... Пеппи. Ну и бед ты мог натворить! Хайнц. Дверь прихлопнулась и здорово стукнула меня по ноге. Пеппи. Могло еще хуже кончиться! айнц. Я рад, что я снова в нашем «Фридрихштадт-Паласте» и что мы можем опять вместе работать!» Оба конферансье объявляют «Вечно юный вальс», который ис­полняет весь состав балета на фоне роскошных декораций. Потом следует ликующий финал. В обозрении «Золотая Прага» очень актуален номер на велоси­педе, который естественно вводится в действие. Зритель становится свидетелем большого торжества в Пражском парке имени Фучика в честь велогонки мира по маршруту Прага — Берлин — Варшава. Празднично убранная местность, разноцветные флаги и ленты разве­ваются на ветру. На возвышении стоят три группы фанфаристов, оде­тых в символические цвета ГДР, Польши и Чехословакии. Под звуки фанфар через зрительный зал в торжественном марше проходят спортсмены с разноцветными шелковыми знаменами. Они поднима­ются на эстраду и демонстрируют танцевальную гимнастику и упраж­нения с эластичными палочками, которые в финале номера превращаются в разноцветные ленты. Затем после нескольких музыкальных и акробатических номеров под звуки фанфар проходят представите­ли национальных спортивных команд, принимавших участие в вело­гонке мира этого года. На них спортивные костюмы гонщиков от­дельных команд. Их марш является вступлением к выходу велофигуристов-акробатов. . СЮЖЕТНЫЕ ОБОЗРЕНИЯ На сцене «Фридрихштадт-Паласта» в последние годы были пока­заны среди прочих следующие обозрения: «Однажды на Рейне», «Дети, как время мчится!», «Счастье надо иметь», «Триумф одной ме­лодии», «50 женщин вокруг Казановы», «Добрый вечер, Париж!», «Ложь с первого взгляда», «Случай в варьете». Чтобы дать представление о сюжетных обозрениях, я приведу со­держание двух из них. «Случай в варьете» — детективное обозрение. Действие происхо­дит в одном из лондонских варьете. Пышнотелой певице Молли уда­лось подслушать и записать на пленку разговор ее «врага» артиста Алекса с фокусником Марианом. Алекс, часто жаловавшийся дирек­тору, что не может выносить ее вокальных упражнений, находился в соседней артистической уборной, и певице было слышно все от слова до слова. Это был ужасный разговор! Алекс рассказал Мариану, что он наконец прикончил Элен, потому что не нашел другого выхода, а труп ее уложил в чемодан. Подслушивающая певица виз­жит от ужаса. Алекс, полагая, что она опять принимается за свои упражнения, замечает шутя, что ее тоже следовало бы убить. Певи­ца докладывает директору о своем страшном открытии. Из Скот­ланд-Ярда являются два комичных сыщика в нелепых клетчатых кос­тюмах. В целях раскрытия преступления они совершают всевозмож­ные глупости и попадают в забавнейшие положения. В заключение, когда Алекса арестовывают, выясняется после всевозможных недо­разумений и суматохи, что он действительно прикончил Элен, но только на бумаге, в своем новом детективном романе. В этом обозрении хорошо удалось подать отдельные цирковые номера и использовать артистов цирка в качестве участников фа­бульного представления. Первая картина обозрения «Ложь с первого взгляда» изображает просторный зал замка, который принадлежал прежде барону Мюнхаузену (широко известный герой немецкой литературы, прославив­шийся своими неистощимыми выдумками и фантастическими при­ключениями). Теперь замок служит домом отдыха. Среди отдыхаю­щих находятся два друга — Хайнц Кверман и Пеппи Цаль. Случайно они узнают, что раз в году Мюнхаузен появляется в замке и что се­годня как раз такой день. Из стоящего в зале портрета Мюнхаузена в натуральный рост в самом деле появляется знаменитый барон и вступает с двумя прия­телями в разговор. Мюнхаузен уверяет, что никто на свете не умеет лучше него соврать. Принимается решение провести этот день втроем и померяться при случае силами. Мюнхаузен вызывает своего пегаса с атомным двигателем, ле­тающего со сверхзвуковой скоростью. С его помощью все трое побывали в Шотландии, джунглях, Монте-Карло, в Азии, Техасе, Нью-Йорке и, наконец, после кругосветного путешествия приземлились в «Фридрихштадт-Паласте». В каждой отдельной картине даются со­ответствующие цирковые номера. Друзья пытаются состязаться с бароном в искусстве лжи, но тщет­но. Наконец в Нью-Йорке им удается сочинить сверхфантастическую небылицу и переврать самого Мюнхаузена. Хайнц хитростью побу­дил диктора Нью-Йоркской радиостанции разрешить ему прочитать последние известия и во время передачи сообщает: «Леди и джентльмены, по сведениям, полученным нами только что из Бонна, федеральное правительство еще раз попросило Вашингтон согласить­ся с отводом всех оккупационных.сил». Прославленный враль Мюн­хаузен признает себя побежденным. Оправившись от удара, он дает себя уговорить отправиться вместе с друзьями на чудо-коне в бер­линский «Фридрихштадт-Паласт», где принимает участие в финале представления. Обозрения такого рода часто ставятся в «Фридрихштадт-Паласте» и хорошо принимаются публикой. Замыслы большинства обо­зрений и режиссура принадлежат директору Паласта Готфриду Гер­ману, любимым детищем которого они являются. Из рассказанного видно, что наше варьете считает своей зада­чей не только приятно развлечь публику, но и заставить ее приза­думаться, поразмыслить над актуальными вопросами современности. Это самое смелое начинание для варьете, и, конечно, при этом случается и так, что попытки придать нужную политическую направ­ленность слову и действию обозрения не вполне достигают цели. Но так уже бывает в жизни (и в искусстве): кто идет новыми путями, должен считаться с тем, что он может порой и сбиться с дороги. За 14 лет своего существования берлинский «Фридрихштадт-Паласт» стал притягательной силой для любителей и знатоков цирка и эстрады не только - в ГДР, но и далеко за ее пределами. Любой артист, если он хоть однажды стоял на огромной сцене пользую­щегося мировой известностью берлинского варьете, считает это при­знанием незаурядности своего дарования. И когда он показывает фотографии, рассказывающие о его работе на сцене, он предпочи­тает те, которые имеют эмблему «Фридрихштадт-Паласта»: они слу­жат подтверждением того, что его номер является высоким дости­жением — в противном случае он никогда не был бы ангажирован в Паласте. Фото с эмблемой «Фридрихштадт-Паласт» прилагает он отныне к письмам с предложением услуг в адрес варьете и цирков всего мира. Для многих неизвестных прежде одаренных артистов «Фридрих­штадт-Паласт» стал трамплином в большой мир искусства. Здесь их впервые увидели и ангажировали директора большого международ­ного варьете. Здесь, следовательно, начинался их путь к успеху. ЛОПАТТА,

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

PostHeaderIcon Цирковые события:

Индия освобождает слонов из цирков

News image

Центр защиты прав животных Вита с радостью поздравляет Индию с этим эпохальным событием, дарующим всем животным, заключенным в ци...

ЦИРКОВЫЕ ЖАНРЫ НА ЭСТРАДЕ

News image

На эстраде издавна существуют ряд жанров, обьединенных общим названием оригинальные . Они принадлежат цирковому искусству. Это различного рода акробатические но...

Московский иллюзионный театр зверей

News image

Московский иллюзионный театр зверей и птиц “Артемон “ предлагает вашему вниманию музыкальное иллюзионное экологическое шоу. Наш спектакль - это раз...

PostHeaderIcon Животные в цирке:

Верхом на Мухе

News image

Сколько интересного таит в себе небольшой островок, лежащий между оживленными течениями Олимпийского проспекта и улицы Дурова. Каждый раз, приходя сюда, ло...

Обезьяна Том

News image

Назван в честь знаменитого Тома Круза, хотя качествами киногероев самого актера не распологает. Вниманием женщин, в отличии от своего однофамильца, не...

Жеребец Бубен

News image

Рождён в 1992 году в маленьком городе Гаврило-Пасад (Московская область). Характер - слегка нервозный. Люди ласково называют его Буба . ...

Цирк в Москве

Мышиная железная дорога

News image

Аттракцион Будьте добры! - это увлекательное путешествие белых мышей по железной дороге в мир сказок А.С. Пушкина. В ск...

Авторизация