Артисты цирка

Михаил Николаевич Румянцев

News image

Каранда ш (Михаил Николаевич Румянцев) (10 декабря 1901, Петербург) — 31...

Ахметзянов Даньяр Ринатович

News image

Эквилибрист на свободной проволоке Номер “КРУГЛЫЙ КВАДРАТ” выпущен в июне 2001 г....

Ирина Хорошилкина

News image

Просвирнин Сергей Юрьевич

News image

род. 4 февраля 1960. Музыкант, коверный клоун 1975 – поступил в Государственное Уч...

Оскотский Борис Михайлович

News image

Вильданов Айрат Гильфанович

News image

Цирки в мира

Комик-труппа «Маски»

News image

«Маски» - это, наверное, одна из самых известных в нашей стране комик-труп, хоть ее родиной и является город Одесса. Все мы...

Московский цирк на льду

News image

История циркового искусства уходит в глубь XV века, из книг мы знаем о шутовских проделках, канатоходцах и дрессировщиках - ими зн...

Гомельский цирк в 1970-х гг

News image

Первое здание цирка (деревянное) в Гомеле построено в 1890-е годы частным предпринимателем И. Слободовым на месте Центрального рынка (быв. Конной пл...

Дом детского творчества

News image

В сентябре 2005 года Дому детского творчества Первомайского района города Ижевска исполнилось 30 лет. Дом детского творчества начинал свою деятельность ка...

Мировые цирки - Представления, события - Канадский цирк солнца Cirque du Soleil. В. Сергунин


PostHeaderIcon Канадский цирк солнца Cirque du Soleil. В. Сергунин

Новости - Представления, события

канадский цирк солнца cirque du soleil. в. сергунин

Солнце всходит на Западе. «Баланс между творчеством и бизнесом…»

***

Героиня  Сары Джессики Паркер из нашумевшего в мировом ТВ «мыла» «Секс в большом городе» заводит дружбу с русским художником. Его играет, если кто забыл,  – звезда мирового балета Михаил Барышников. В пылу дурашливой любовной игры героиня с чувством восклицает: «Ну, пожалуйста, перестань, что я тебе акробатка из Дю Солей?»

Оцените: слово «цирк» в диалоге персонажей заменено полновесным  синонимом – Дю Солей.

Кому предназначен «месседж» и в чём, как говорят американцы, «пойнт» (точка, суть, смысл) – понятно. Для стран, расположенных от нас к Западу, несомненная ассоциация с цирком связана теперь, ни с чем иным, как с канадским цирком Дю Солей. За этой, казалось бы, малосущественной филологической корректировкой  новейшего времени, проступают серьёзные изменения, случившиеся в сфере культуры массового сознания.

Транснациональный бренд  торговой марки «Cirque du Soleil» лидирует сегодня в том  сегменте шоу-бизнеса, где  размещается цирковое искусство.

Фабрика  цирковых грёз

Канадский  Цирк Солнца (Cirque du Soleil) на сегодня – самая  мощная в мире, динамично развивающаяся  цирковая корпорация. География её деятельности простирается на пять континентов.  Cirque du Soleil – самая  могущественная в мире  империя развлечений, ориентированная  на цирк!

Капитализация компании Cirque du Soleil  перевалила за миллиард долларов. Цирк Солнца располагает самым современным  креативным  Центром в Монреале, а также  разветвлённой сетью административных офисов в Лондоне, Нью-Йорке, Амстердаме, Сингапуре, Гонконге и Лас-Вегасе.

Cirque du Soleil  насчитывает более 2000 служащих, четверть из которых – артисты, занятые в 25 цирковых шоу, демонстрируемых по всему миру:  «SALTIMBANCO», «QUIDAM»,  «ALEGRIA»,  «CORTEO», «DRALION», «VAREKAI», O , «MYSTERE», «KА  EXTREME», «LA NOUBA», «ZUMANITY», «DELIRIUM», «LOVE».

Первые шесть – «тур - шоу», гастролирующие по разным городам, странам и континентам. Другие семь – «резидент-шоу», демонстрируемые  в стационарах  Лас-Вегаса и Орландо (США, Невада, Флорида).

Понадобилось чуть более двадцати лет, чтобы возник новый культурный феномен, своего рода «цирковой Голливуд». Потому, что Cirque du Soleil, с полным на то правом можно назвать Фабрикой  цирковых грёз.

Однажды… в Канаде

Конец 70-х годов прошлого столетия, в известном смысле, выдался для канадской провинции Квебек (Французская Канада), на редкость тяжёлым. Ни одной из канадских хоккейных  команд, включая гордость Квебека, «Монреаль канадиенс», четыре года подряд не удавалось завоевать  кубoк Стенли – этот культовый для граждан страны «трофей трофеев» и одну из самых престижных наград в мире спорта, учреждённую в 1888 году генерал-губернатором Канады сэром Фредериком Стенли.

К тому же с каждым годом обострялись  сепаратистские настроения именно в этой франкоговорящей провинции, издавна требовавшей  выхода из состава Канады – независимого федеративного государства, входящего в британское Содружество. Настроения уныния и скепсиса усугублялись день ото дня, год от года… Однако фортуна оказалась милостивой к стране кленового листа.

И надо было случиться, что в тот, как потом выяснится, исторический момент, в один из далеко не главных кабинетов монреальского городского муниципалитета вошёл молодой 23-летний франко-канадец с горящими от переполнявшей его энергии глазами и скромно представился: Ги Лалиберте, артист.

Хозяин кабинета мог и не заметить очередного, вполне заурядного визита. Подумаешь:  ординарный уличный актёр, «глотатель» огня, факир-самоучка, аккордеонист и танцор на ходулях некий  Лалиберте  обратился к властям города с фантастическим, чтобы не сказать безумным предложением – создать национальный цирк.

Молодой человек, как его поняли чиновники, обещал с помощью своего проекта, ни больше, ни меньше – попытаться  кардинальным  образом переломить  негативную ситуацию в стране. Суть предложения была как минимум парадоксальной: создать адекватную замену национальному фетишу, предмету гордости и поклонения граждан страны кленового листа и кленового же сиропа – хоккею с шайбой. Молодой человек  был искренне уверен, что  канадский «Цирк Солнца» со временем прославит страну. Кого столь экстравагантное предложение способно убедить? И, в конце концов: что есть самолюбие и гордость нации и при чём здесь… цирк?

Но что-то в этом парне, безусловно, было такое, что заставило всерьёз отнестись к его словам и, поистине, головокружительным проектам. Вопреки очевидным ожиданиям, визитёра не сочли очередным городским сумасшедшим.

Молодому человеку, успешно заявившему о себе на в общем-то, второразрядном  фестивале уличных театров в заштатном квебекском городишке Байе-Сен-Поль, поверили и… решили дать шанс!

Для начала, пригласили собранную им труппу уличных актёров участвовать в общегородском  юбилейном торжестве, а также  выдали разрешение на аренду земельного участка на восточной окраине города. Цена за аренду, в знак расположения к затее молодого человека, была назначена символическая – один доллар в год. В странах с рыночной экономикой  так принято.

На выделенном участке Ги Лалиберте  и его единомышленники вскоре разбили сине-жёлтого цвета цирк-шапито на 800 мест и стали давать в нём цирковые представления, имевшие, как вскоре выяснилось, зрительский успех.

Бизнес и искусство не часто уживаются вместе. Хотя, … бывают счастливые исключения. Цирк Дю Солей – одно из них.

Счастливое время

Ги Лалиберте  родился 2 сентября 1959 года в небольшом городке Квебек, французской провинции на востоке Канады. Наряду с занятиями в школе, он учился играть на аккордеоне, ходить  на высоких ходулях, «изрыгать» и «глотать огонь», что было не совсем обычным занятием для квебекского юноши. Среди себе подобных, он слыл редкостно дерзким  фантазером  и неисправимым мечтателем. Группу молодых  уличных артистов  объединяла  общая идея: создать в своём ремесле нечто особенное, небывалое! Таланты стекались в группу Лалиберте буквально с улицы.

Лалиберте начал артистическую карьеру 14-летним подростком, выступая на улицах и площадях различных городов, стран и  континентов –  от  родного Квебека до Гавайских островов.

К 20-ти годам Лалиберте  выступил уже в качестве криэйтора и организатора туров, объединив  усилия со своим школьным приятелем Даниэлем Готье, который к тому времени закончил бизнес-колледж и владел фирмой по консалтингу и администрированию. Вновь образованную компанию друзья  зарегистрировали в 1984 году, дав ей броское имя «Цирк Солнца»!

Нет оснований не верить доктору Зигмунду Фрейду, согласно учению которого, имя было выбрано, скорее всего, в память о самом счастливом  времени своей жизни, которое Лалиберте провел… на залитых солнцем Гавайях.

Пройдёт немало лет, прежде чем  пестрая толпа  уличных развлекателей, на чём попало разъезжавших по городам и странам, спавших на скамейках и где придётся, в конце концов, займётся осуществлением  многомиллионных международных проектов, заслужив всемирное признание.

«Главной движущей силой Цирка Солнца с самого начала и до сей поры является креативность, творческий подход», - скажет позже Ги Лалиберте. «В нашем Цирке всегда были люди, обладающие идеальным чувством баланса между творческими мечтами и деловым подходом. Горжусь тем, что я был одним из таких».

Первые опыты

Довольно успешные монреальские гастроли «Цирка Солнца» в рамках проведения общегородских праздников, принесли первые  скромные доходы. В  1985 году цирк решается на гастроли к подножию  Ниагарского водопада и... крупно прогорает.

Оказалось, что публика валом валит поглазеть на  Ниагарский водопад, а цирк со своим, пусть даже и оригинальным шоу, как теперь говорят, отдыхает. Тем не менее, неудачи не обескураживают неофитов от цирка, а придают дополнительный импульс творческим поискам.

Лалиберте придумывает новую цирковую постановку, с которой  труппа объезжает  Канаду от Галифакса до Ванкувера, переезжает в США и…  Понимает, что грандиозные творческие замыслы без учёта достигнутого мирового опыта и главное, без современного, высокотехнологичного креатива и продвинутого менеджмента – обречены  на неудачу.

С  середины  80-х Лалиберте  разъезжает  по разным  странам, где встречается  с мастерами самых знаменитых цирков и цирковых школ. Он как губка жадно впитывает профессиональный опыт зарубежных коллег, учится, что называется, на лету.

Разумеется, Лалиберте тщательно присматривался, изучая методы подготовки артистов российского цирка, став на некоторое время завсегдатаем Центра циркового искусства «Росгосцирка» в Измайлове и обоих московских стационаров.

В Санкт-Петербурге Лалиберте познакомился со школой  Вячеслава Полунина. Лидер  клоун-мим-театра «Лицедеи», как известно, исповедует стилистику так называемой лирической клоунады, возникшую из сплава русского скоморошества, комедии Дель арте, чаплинианы, мрачного юмора Бастера Китона и эстетики уличного театра. Спустя несколько лет В.Полунин примет приглашение канадского коллеги и почти год будет работать в программе «ALEGRIA», –  то ли продолжая учить, то ли,  на сей раз,  учась у канадцев.

В результате усилий Лалиберте, в Цирке дю Солей появился один из важнейших отделов – отдел кастинга, занимающийся поиском и тщательным отбором  самых интересных номеров, выдающихся спортсменов  и талантливых артистов со всего мира. На кастинг канадский цирк никогда не жалел и не жалеет никаких денег. По разным данным, годовой бюджет кастинга Дю Солей составляет порядка 45 миллионов долларов.

Показательна и красноречива эволюция взглядов на цирковое искусство, которая просвечивает сквозь названия цирковых спектаклей этого периода: «Цирк Солнца», «Волшебство продолжается», «Цирк, выдуманный заново», «Новые опыты». Двигаясь вдоль этого  ряда, почти реально представляешь, как восторженное юношеское начало автора: «Пусть всегда будет Солнце!» сменяется сдержанными, зрелыми, экспериментально-лабораторными и поисковыми «Новыми опытами».

В 1992 году, одновременно с гастролями в швейцарском цирке Кни, компания Цирка солнца осуществляет  постановку шоу под названием «Салтимбанко» (Saltimbanko). Постановщик этого, как потом выяснится прорывного спектакля, бельгиец  Франко Драгона говорил о своём детище так:

«В городе.., где мужчина, женщина и ребёнок. В городе тех, кто имеет много и тех, у кого нет ничего, тех, кто безразличен и тех, кто обеспокоен. В городе тех, кто имеет глаза, но не может увидеть, имеет уши, но не может услышать. В городе тех, кто был равнодушен и тех, кто совершал ежедневные героические усилия.  В городе, где дикая природа превращает бездельника в художника, а уличный развлекатель очаровывает этот мир на пути к разочарованию. В городе, где  «Saltimbanco» начинает своё представление…»

Поставив «Салтимбанко», отец-основатель цирка Дю Солей Ги Лалиберте попал, что называется, в самое яблочко! В десятку!

С той поры творческая и коммерческая удача сопутствуют каждой  следующей постановке Лалиберте, которые с завидной регулярностью выходят из стен канадской цирковой Студии.

Там, где рождаются грёзы

Канадцы часто говорят о своей стране: Если хочешь денег, живи в США. Если хочешь жить, живи в Канаде – это роддом для идей.

Монреаль – столица канадской провинции Квебек, самый  «европейский» город на североамериканском континенте и… сердце знаменитого сегодня на весь мир Цирка Дю Солей.  Оно расположено почти на окраине Монреаля, в квартале Сан Мишель, доме под номером 8400.

Странного вида здание, представляющее собой два прозрачных цветных прямоугольника, напоминает всё  что угодно, только не цирк. Скорее – это  объект из области ядерной физики или космонавтики… На худой конец, здание № 8400 напоминает химический завод, или ткацкую фабрику. В сущности, это и есть фабрика. Фабрика по производству цирковых грёз!

Головной Офис цирка Дю Солей был спроектирован и построен очень известным канадским архитектором Данном Хангану. Строительство обошлось в 60 миллионов долларов. Оно  было начато в июне 1995-го и  завершено 20 февраля 1997-го. Кстати, номер здания - 8400 был выбран не случайно. Это своеобразное напоминание о дате рождения Цирка Солнца – 1984год.

Сине-желтого цвета строение располагает полезной площадью в 18 600 квадратных метров и разделено на две части: Студию и Ателье.

В  «Студии» расположены тренировочные залы и все офисные помещения, связанные с творческим процессом. Идея здания, подсказанная архитектору отцом-основателем цирка, состоит в том, что линия окон офисов параллельна линии окон репетиционных помещений и находятся друг напротив друга. Таким образом,  тем, кто работает в офисах  прекрасно видно все, что происходит в тренировочных залах. По мнению администрации Cirque du Soleil визуальный контакт между артистами и клерками офисов помогает и тем и другим чувствовать себя единым организмом,  причастным к общему делу.

«Студия» имеет два тренировочных зала. Большой – площадью 1425 кв. метров, высотой 23 метра, который оборудован огромным «батутом». Второй  тренировочный зал вдвое меньше, - 785 кв. метров. В нем есть «поролоновая яма», «акробатическая дорожка», всевозможные  лонжи (приспособления для страховки) и всё  необходимое оборудование для акробатов и гимнастов.  «Студия» располагает также танцевальным и тренажерным залами.

Другая часть Головного Офиса носит название «Ателье», поскольку в ней помимо прочего находятся ателье по пошиву костюмов и мастерские по изготовлению декораций и реквизита.

Любопытно отметить: лишь в исключительных случаях Cirque du Soleil заказывает реквизит или оформление сцены где-то «на стороне». То же самое касается и костюмов. Как ни удивительно, но все костюмные ткани «Ателье» получает исключительно белого цвета, окрашивая их затем в соответствии с эскизами, на усмотрение художников и дизайнеров.

Добавим, что в Головном Офисе располагается обширная  библиотека, в которой можно найти множество книг по истории мирового цирка, видеотека и полный архив истории Cirque du Soleil. Есть, разумеется, в свободном пользовании множество компьютеров с бесплатным доступом в Интернет.

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Цирк в Москве

Цирк - Шапито Радуга

News image

С 1 мая цирк-шапито Радуга филиал Российской государственной цирковой компании начинает свою работу. Цирк начинает работу после гр...

Авторизация