Цирки в мира

Казанский государственный цирк

News image

История Казанского цирка насчитывает более 100 лет. Первый стационарный цирк в Казани был построен в 1890 году основателями национального русского ци...

Золото мирового цирка

News image

Цирк приехал и клоуны вернулись. А вместе с ними попугаи, слоны и акробаты. Помимо цветочных часов и бурлящих фонтанов Поклонную го...

Театр «Уголок дедушки Дурова» Больш

News image

Уютный зал устроен высоким амфитеатром, неудобных мест нет. Из любой точки виден малейший жест на сцене. Это и есть Большая Сцена. Она бы...

Тульский цирк

News image

Тульский цирк был построен в 1963 году. Зал рассчитан на 2000 мест. Сам цирк вмещает в себя 1992 зрителя. Техническое устройство ма...

Мировые цирки - Фокусники и клоуны - О ТРАДИЦИЯХ ЦИРКОВОЙ КЛОУНАДЫ



PostHeaderIcon О ТРАДИЦИЯХ ЦИРКОВОЙ КЛОУНАДЫ

Мир цирка - Фокусники и клоуны

о традициях цирковой клоунады

Наш  цирк достиг успехов, признанных во всем мире. И клоуны советского цирка добились многого. В цирке любят и злую сатирическую шутку, и острое словцо, и просто веселый фортель. Мы знаем немало случаев, когда клоуны своим искусством помогали борьбе против бюрократизма, нерадивости и других пережитков прошлого. Клоуны активно участвуют в борьбе против поджигателей войны. За все это зрители платят им любовью и признанием.

Цирковая клоунада имеет добрые традиции.

Но особенного успеха добились клоуны советского цирка. Здесь на первое место, бесспорно, следует поставить В. Е. Лазаренко.

Пройдя тяжелый путь от балаганщика до премьера советского цирка, Лазаренко утвердил новое направление в клоунаде. Он стал клоуном-трибуном. Он не только критиковал старые, отмирающие явления, критиковал их смело, резко и умно, но одновременно и прославлял то новое, что родилось вместе с революцией. Его деятельность привлекла внимание В. В. Маяковского, В. И. Лебедева-Кумача, Н. Р. Эрдмана, охотно писавших для него. А разве не характерно, что на помощь к Лазаренко пришел талантливый советский художник Б. Р. Эрдман, помогший клоуну найти яркий, своеобразный и глубоко современный образ?

Не было, кажется, ни одной злободневной политической темы, к которой не обращался бы этот клоун. Лазаренко сам находил авторов, давал им темы, изобретая новые сюжетные ходы.

Как не вспомнить здесь для сравнения наших современников, клоунов Быстрова и Володина, которые в течение нескольких лет исполняют единственное, и то старое, антре «Молокосос». А ведь подобное можно сказать не только о них.

Лазаренко был подлинно цирковым клоуном, всегда стремившимся соединить слово с цирковыми трюками.

«Эй, молодежь, — читал он, —

Садись за книгу,

Бери науку за бока

И по-советски к знанью прыгай,

Освоив технику прыжка».

И тут же артист разбегался и делал сальто-мортале через шесть лошадей.

Когда мы говорим о лазаренковской традиции, то должны понимать: она — в высокой публицистичности, сатиричности и злободневности номеров. В советском цирке клоун — это артист-гражданин, народный шут.

Высокие принципы сатиры утверждал еще один талантливый русский артист — В. Л. Дуров.

Нельзя не вспомнить добрым словом Д. С. Альперова и его партнеров Макса (М. И. Федорова) и Мишеля (М. П. Калядина).

Альперову как актеру подчас не хватало простоты, органичности. Когда он играл роль рыжего, он охотно пользовался ремесленными штампами, бывал грубоват. Но были у него и несомненные достоинства: отличный голос, великолепное знание законов манежа, а главное — он неустанно искал и находил все новые и новые формы сатирической клоунады. Его достижения становились достоянием всего цирка, ими охотно пользовались другие клоуны.

Многое для развития советского цирка сделали братья Л. К. и К. К. Таити. Их скетчи «Генуэзская конференция», «Оркестр фашистов» жестоко осмеивали поджигателей войны. Сценки «Весы», «Симфония царя Менелая», «Трактир «Не рыдай», подлинно новаторские по форме, ставили важные вопросы нашего быта.

С удачными куплетами и сценками выступали братья Кольпетти (П. А. и Д. А. Грудзинские). И они же хорошо играли на ряде эсцентрических инструментов.

Умные, злые, а иногда и лирические куплеты, построенные на тонких каламбурах, лукавой насмешке, распевали Биб и Боб (Г. Л. Рашковский и И. А. Воронцов).

Можно назвать и других артистов, развивавших клоунаду в советском цирке.

Нельзя не отметить стремления лучших клоунов отходить от условных масок, добиваться большой простоты в исполнении. В этой области многого добились так называемые коверные клоуны. Назову Павла Алексеевича (Алексеева), коверного Ленинградского цирка, создавшего маску обывателя, совершенно теряющегося в романтическом и условном мире цирка   и поэтому очень смешного.

Клоуны Н. А. Антонов и В. М. Бартенев играли двух людей, чудаковатых, наивных, горячо влюбленных в цирк. Едва акробаты или жонглеры покидали манеж, Антонов и Бартенев опрометью бросались им подражать. Это были подлинно талантливые артисты, сочетавшие смешную неуклюжесть и поразительную ловкость, робость и горячую влюбленность в дело, которому они хотят служить.

Многого добился, к сожалению, безвременно погибший Николай Берман. Под костюмом кока, в котором он выступал, скрывалось хорошо натренированное тело акробата. Это был тот самый ловкий клоун, которого так любят зрители.

Становление советской клоунады проходило не без борьбы. Ей приходилось отстаивать свои принципы в столкновении с грубостью, пошлостью, аполитизмом, ремесленничеством, какие отличали и отличают клоунаду в буржуазном цирке. Тем больше чести клоунам-новаторам, чьим опытом мы пользуемся до сих пор.

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Цирк в Москве

Цирк - Шапито Радуга

News image

Цирк - это искусство, объединяющее выступления акробатов, гимнастов, клоунов дрессировщиков. Так в программе цирка - Шапито Радуга представлены все жа...

Авторизация