Артисты цирка

Простецова Ирина Петровна

News image

род. 28 сентября 1980 года в Москве Клоунесса, дрессировщица Отец - дрессировщик На...

Герасименко Константин Михайлович (

News image

Емелин Алексей Александрович

News image

род. 27января 1974 года, г. Николаев (У...

Сергей Зверинцев и Екатерина Зверин

News image

Сегодня Екатерина Зверинцева и её муж, и партнёр Сергей – ве...

Рыбченко Олег Яковлевич

News image

Балашов Николай Александрович

News image

Цирки в мира

Цирк Филатовых

News image

Тверской цирк привык радовать своих зрителей новыми интересными, красочными представлениями. Это лето – не исключение. Наш город снова посетил всемирно из...

Нижнетагильский цирк

News image

Нижнетагильский цирк на протяжении уже практически восьмидесяти лет радует жителей города чудесными и захватывающими программами. Артисты цирка любят приезжать в эт...

Ветеринарная служба цирка

News image

Как известно, цирковые представления не обходятся без дрессированных животных. За их здоровьем в Санкт-Петербургском цирке следит ветеринарная служба, которую на пр...

Брянский цирк

News image

Шумел сурово брянский цирк - так надо было бы начинать наш рассказ. Кого ни спроси про Брянск, все вспоминают только бр...

Мировые цирки - Цирковая лента - Цирковой архив - Цирковые – Иваны, не помнящие родства? Мнение В.Сергунина



PostHeaderIcon Цирковые – Иваны, не помнящие родства? Мнение В.Сергунина

Цирковая лента - Цирковой архив

Цирковые Иваны, не помнящие родства. Мнение В.Сергунина Первопроходцы. Джоны и Джеймсы, не помнящие родства Недавно один мой старинный приятель, давно живущий в Канаде, поведал сногсшибательную новость. штаб-квартире цирка Дю Солей в период подготовки очередной программы, вновь прибывающим соискателям артистической карьеры, наряду со специальными профессиональными дисциплинами (акробатика, гимнастика, эквилибр, клоунада и проч.) преподают нечто вроде сокращённого курса лекций по «Истории мирового цирка». Описанные приятелем, базовые тезисы подобного «образования» выглядят, по меньшей мере, ошеломляющими. В моём воображении это выглядит, примерно, следующим образом: … «Во второй половине XVIII века в Англии, затем во Франции, бравый отставной сержант Королевской гвардии Филипп Астлей основал «Школу верховой езды», затем «Амфитеатр» конной выездки. У этой «новации» оказалось, как ни странно, множество последователей, густо расплодившихся по всей старой Европе. Все эти «штукмейстеры», «кунстберейторы» и прочие мастера конной выездки абсолютно ошибочно полагали себя первопроходцами и пионерами, родоначальниками современного циркового искусства. Это глубочайшее заблуждение. Конно-акробатические выступления Ф.Астлея и его многочисленных апологетов представляли собой не более чем примитивную разновидность конно-спортивных, балаганно-площадных увеселительных зрелищ, не имевших ни малейшего отношения к великому цирковому искусству, которым мы с вами здесь ежедневно занимаемся … Подлинное, настоящее цирковое искусство, как вы уже вероятно догадались, берёт своё начало в Канаде, начиная с 1984 года, когда была основана всемирно прославленная цирковая Разумеется, я несколько утрировал ситуацию для наглядности. Но, тем не менее, согласитесь, подобная трактовка истории цирка звучит издевательски, чтобы не сказать убийственно. На этом месте я умолкаю. Мало ли кто, где и как сходит с ума. Оставляю сюжет без комментариев. Я не стал бы дальше «расстраиваться» по вышеозвученному поводу, если бы не явился повод в родимом Отечестве. Иваны, родства не помнящие. «Русская палка» В очередной раз по делам службы мне с коллегой, главным экспертом «Росгосцирка» по жанрам Ириной Владимировной Шестуа, довелось присутствовать в цирковом Училище на экзамене по истории цирка. Это вам не «краткий курс» сомнительного достоинства лекций в заокеанском далеке. Это профильный учебный предмет, курс которого рассчитан на три года, а получаемая студентами оценка заносится в диплом государственного образца. Тут, как теперь говорит молодёжь, всё по-серьёзному.

. Казалось бы, студенты ГУЦЭИ должны по определению усваивать хотя бы фундаментальные основы истории отечественного и мирового цирка? Ничуть не бывало! Студентка второго курса, очень старавшаяся обратить на себя внимание комиссии всем чем угодно, только не наличием знаний, оказалась не в состоянии припомнить имени хотя бы В конце концов, не узнала на втором курсе, узнает на третьем. В крайнем случае – остаётся шанс узнать на Студентка, в совершенстве постигшая науку держаться на экзамене не хуже профессиональной фотомодели – что ещё нужно молодой симпатичной девушке, чтобы стать звездой манежа и эстрады?! Следующий экзаменующийся на вопрос, какие артисты отечественного цирка были родоначальниками жанра «Русская палка», даже не смутился своему незнанию, строго оставаясь в «образе» не то телеведущего, не то диск-жокея… На помощь ему пытался прийти экзаменатор, прозрачно намекнув нерадивому студенту, что прямо перед ним сидит заслуженная артистка России Ирина Владимировна Шестуа… Нет, не краска стыда – полный ступор и недоумение! Я ещё кое-как понимаю тех молодых людей, которые толпятся у подъездов Останкино, в надежде пройти кастинг на очередную «фабрику звёзд». Но я совсем не понимаю молодежь, выдержавшую непростой экзамен в ГУЦЭИ и не желающую сознавать, что они приходят сюда получать п р о ф е с с и ю. А в профессии невозможно чего-то добиться без серьёзного знания истории своего ремесла. С бессмысленной укоризной, взирая на подросшую цирковую смену, приходится констатировать, что размах и глубина невежества нынешней молодёжи, пополняющей цирки и эстрадные подмостки, удручает невероятно. Информация, скажем так, о «происхождении «Русской палки» не в подвалах ФСБ хранится под грифом «совершенно секретно» и государственной тайной, отнюдь, не является. Особенно для тех, кто хочет знать подлинную историю своей профессии, а не вымыслы и доморощенные легенды о ней. Для любознательных напомню. В 1956 году известный советский артист, режиссёр и педагог Николай Лаврентьевич Степанов предложил акробатам Ирине Шестуа и братьям Валентину и Борису Исаевым попробовать видоизменить работу в номере вольтижной акробатики; сделать её интересной, оригинальной и более эффектной, за счёт использования двух поперечных шестов в номере акробатического ханд-вольтижа. Молодые исполнители с благодарностью приняли это предложение! Это и был отправной момент создания новой разновидности жанра. Дальнейшая эволюция номера проходила в ходе бесконечных поисков и репетиций, проб, ошибок и обретений. Деревянные шесты были заменены на металлические, алюминиевые, титановые, затем – на пластиковые. Наиболее эффектная комбинация получилась, когда в руках нижних партнёров оставался только один шест. И, наконец, на завершающем этапе эволюции, шест, в конце концов, «переместился» из рук партнёров на их плечи, превратившись в пружинящую перекладину. Этот сугубо «технический манёвр» много позже осуществили те, кто шёл следом за Ириной Шестуа и братьями Исаевыми. Премьера, по всем меркам, новаторского номера Ирины Шестуа и братьев Исаевых прошла на манеже Омского цирка во время ёлочных представлений 1957-1958-го годов. с шестами». В конце 1959 года место братьев Исаевых в номере заняли братья Бабкен и Рафаил Асатурян, а ещё позднее «нижними» в этом номере выступили Ю.Володченков и А.Цыганков. Шестуа гастролировала с этим номером, несметно растиражированная разновидность которого, получила поистине всемирное признание и популярность.

. В международной практике закрепился профессиональный термин этой разновидности жанра: «Russian Bar» - «Русская палка». Так, - на самом деле! - сложилась история новой разновидности жанра. И меня охватывает, как минимум недоумение, а как максимум здоровое чувство негодования, когда я читаю в провинциальной газете беззастенчивые «откровения» новоявленной «пионерки жанра». Имени её называть не стану, чтобы не рекламировать бессовестную выскочку и невежду. Не моргнув глазом, эта с позволения сказать артистка, вешает лапшу на уши корреспонденту о том, что, дескать, «в программе выступает сама основательница жанра акробатика на русской палке, придумавшая его ещё в 70-х годах»… Побойтесь Бога, сударыня! Изобретение случилось за несколько лет до вашего рождения! Подробности смотри выше. Иваны, родства не помнящие – 2. суждения, в духе приведённых вначале дюсолеевских «исторических штудий». Речь в них зашла о проблеме авторства номера «Акробаты со скакалками». Иначе говоря, у некоторых пользователей Инета, а это были, несомненно, люди цирковые, возникли сомнения, относительно того, кто впервые привнёс на отечественный манеж номер со скакалками. Кто был, если на то пошло, пионером и первооткрывателем этого невероятно распространённого в цирковом мире жанра? Что тут скажешь? В который раз, вслед за классиком приходится констатировать горькую истину: «Мы ленивы и нелюбопытны». Увы! Наступили суровые времена, когда тяжкий труд познания, уступает чуть ли не поголовной свистопляске невежества, слухов и досужих вымыслов. Имя первооткрывателя «скакалок» давно и хорошо известно. По крайней мере, всем, кто не считает, что цирк начинается с себя любимого. Валерий Алексеевич Акишин был одним из основателей любительского циркового коллектива «Арлекино» в г. Мурманске. Именно там, в канун 1975 года на сцене Мурманского Дворца культуры дебютировал им придуманный и созданный им же номер «Весёлые скакалки». В разные годы его учениками-партнёрами были: Д.А.Артемьев, М.А.Колесников, А.В.Сенюшкин, В.В.Спирин, М.В.Колесникова, Ю.В.Касаткина-Акишина, Т.В.Юдников, В.М.Сухопаров, А.В. Потапов, И.В.Яшников, И.В.Жуков, В.Берх, В.М.Андреенко. Случился настоящий прорыв в акробатическом жанре.

. Был открыт новый, оригинальный поджанр в цирке – акробатика со скакалкой. Также как и в случае с «Русской палкой», информация о «Скакалке» не за семью печатями хранится. Многочисленные газеты, журналы, дипломы и грамоты, датированные, подписанные и заверенные печатями, неоспоримо свидетельствуют о бесспорном авторстве Валерия Акишина на созданный им номер. Справедливости ради заметим, что успех ни с неба свалился. Воистину всесоюзное признание и всенародная популярность номера, возглавляемого В.Акишиным, сопровождались неустанными, порой мучительными творческими поисками. Успешные гастроли по Советскому Союзу увенчались золотой наградой «Скакалок» в конкурсе-смотре Всесоюзного Фестиваля самодеятельного художественного творчества и присвоением цирковому коллективу «Арлекино» почётного статуса «народного коллектива». (1976год). .г. номер «Скакалочка» стал завсегдатаем одной из самых рейтинговых передач тогдашнего советского телевидения «Шире круг». В 1983 году молодой коллектив перешёл в ранг профессионалов, начав работать в Дирекции Ташкентских коллективов «Цирк на сцене». «Союзгосцирк». Сезон 1987-88 годов был отмечен гастролями в цирке на Вернадского в программе «Цирк берёт интервью». В 1988 году Акишины прошли жёсткий отбор, прежде чем принять участие во 2-ом Всесоюзном конкурсе циркового искусства на лучшие номера и аттракционы по жанрам. Будучи членом Жюри того Конкурса, я ответственно свидетельствую, что в наградном дипломе было сказано: «За создание новаторского, оригинального в своём жанре произведения и высокое исполнительское мастерство присуждается первая премия и присваивается звание лауреата номеру «Весёлая скакалка п/р В.Акишина». Победа Акишиных тем значимее, что их конкурентами были артисты, представлявшие на тот момент высшие достижения в своих жанрах: «Акробаты с подкидными досками» Черниевские, «Жокеи-наездники» – пр В.Теплова, групповой эквилибр пр Н.Полоника, «Воздушный полёт Факел» пр А.Херц, «Трёхъярусный турник пр А.Паршина», «Канатоходцы над сеткой» пр И.Чижова, «Соло эквилибрист» В.Расшивкин, «Дрессированные лошади» п/р Ю.Ермолаева. мире соревновательном уровне. «Серебряного клоуна». В какой ситуации мы оказались? Сегодня для многих очевидно, что в теперешней действительности, индустрия развлечений прочно заняла положение культурного мейнстрима. Цирк, к сожалению, в этот процесс не то чтобы не встраивается – входит в него с большим трудом. Цирк в нашей стране, как это ни печально, перестал ощущать себя и быть культурным авангардом. Увы, наступило время воинствующих дилетантов и самодовольных невежд. Жёсткая конкуренция в «нише развлечений», провоцирует цирк на неравную «битву за зрителя» с телевидением и шоу бизнесом в целом. Понятно, что актуальный цирк новейшего времени должен быть, или хотя бы выглядеть, обновлённым и разнообразным. Дело, однако, в том, что история на манеже. Структура основных жанров цирка, так или иначе, сложилась и «кладовые инноваций» в таком древнем искусстве как цирк, не бездонны. Появление «абсолютно нового» в цирке, в принципе, происходит крайне редко. То, что мы обычно принимаем за «новое», является перестановкой известных слагаемых, которые уже содержатся в «мозаике» жанров. Сама же «мозаика» меняется крайне редко! Находки, если и случаются сегодня, то, главным образом, «внутри» жанров. За последние полвека, наиболее яркие инновационные прорывы подобного толка были связаны как раз с появлением новых, строго говоря – поджанров – «Русская палка» и «Скакалки». Это Российское национальное ноу-хау! Отечественному цирку есть чем по праву гордиться! Но, гордиться – не значит беспринципно фантазировать, передёргивать и, тем более, перевирать. Российские пионеры и первопроходцы , в своё время явили цирковому миру свою невероятную креативную пассионарность и незаурядный талант. Они, как принято говорить в цирке, «дали хлеб», «накормив» работой и славой десятки и сотни артистов в цирковом мире! У многих, кстати сказать, этот «хлеб» оказался ещё и с «икрой». На здоровье, как говорится. Какова же благодарность потомков? Все тащат у всех и даже не краснеют… Неужели мы так и останемся Иванами, не помнящими и не ценящими родства??? «Не всё так плохо, как кажется. Многое гораздо хуже» (Станислав Ежи Лец, польский юморист) Нынешняя ситуация с авторскими правами в нашей стране не даёт оснований надеяться на какую бы то ни было справедливость, в смысле авторства за цирковыми номерами. «Закон Российской Федерации об авторском праве и смежных правах», как ни парадоксально, попросту игнорирует цирковой номер, как объёкт авторского права, не сказано 7-й. Закона: литературные произведения, драматические и музыкально-драматические произведения, сценарные произведения, хореографические произведения и пантомимы; музыкальные произведения с текстом или без текста… аудиовизуальные произведения (кино-, теле - и видеофильмы, слайдфильмы), произведения живописи, скульптуры, графики, дизайна, графические рассказы, комиксы… произведения декоративно-прикладного и сценографического искусства… произведения архитектуры, градостроительства и садово-паркового искусства…» И далее, по тексту Закона, - о цирковом номере не сказано ни слова! Сомневающиеся могут перепроверить. Всех упомянули! Даже «приусадебные лужайки», принадлежащие к садово-парковому искусству не забыли. Кроме понятия «цирковой номер». Такие вот дела. В переводе с юридического на русский это парадоксальным образом означает, что цирковой номер, в смысле признания за ним авторских прав, и поныне остаётся… вне Закона, являясь юридически не защищённым «сиротой». Что можно предпринять в ситуации, когда, если так можно выразиться, закон не писан? история цирка даёт немало достойных примеров соблюдения неписанных законов Цеха, законов профессиональной Этики, законов профессиональной Чести, Совести и Благородства, если угодно. Эти законы были и остаются. Их никто не отменял! И, смею думать – не отменит! Во всяком случае, на моём веку. в Монте-Карло, «Росгосцирка», Кандидат искусствоведения (от франц. pionnier - первопроходец, зачинатель чего-либо, человек, проложивший новые пути в науке, технике, искусстве… – первый, главный, зачинщик, запевало, застрельщик, затейщик, передовой, инициатор. (БСЭ, Словарь синонимов, Энциклопедический словарь Брокгауза Ф.А., Ефрона И.А.)

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

PostHeaderIcon Цирковые события:

Индия освобождает слонов из цирков

News image

Центр защиты прав животных Вита с радостью поздравляет Индию с этим эпохальным событием, дарующим всем животным, заключенным в ци...

ЦИРКОВЫЕ ЖАНРЫ НА ЭСТРАДЕ

News image

На эстраде издавна существуют ряд жанров, обьединенных общим названием оригинальные . Они принадлежат цирковому искусству. Это различного рода акробатические но...

Московский иллюзионный театр зверей

News image

Московский иллюзионный театр зверей и птиц “Артемон “ предлагает вашему вниманию музыкальное иллюзионное экологическое шоу. Наш спектакль - это раз...

PostHeaderIcon Животные в цирке:

Верхом на Мухе

News image

Сколько интересного таит в себе небольшой островок, лежащий между оживленными течениями Олимпийского проспекта и улицы Дурова. Каждый раз, приходя сюда, ло...

На все готовое

News image

Фаворита всех домашних и породистых кошек Дмитрия Куклачева жить поближе к природе тянет давно. Пока из загородной недвижимости у него ес...

Жеребец Бубен

News image

Рождён в 1992 году в маленьком городе Гаврило-Пасад (Московская область). Характер - слегка нервозный. Люди ласково называют его Буба . ...

Цирк в Москве

Снежное шоу Славы Полунина

News image

Снежное шоу Славы Полунина является одним из самых любимых и узнаваемых российской публикой представлений. Это действо состоит из ряда мин...

Авторизация