Цирки в мира
Цирк - Шапито РадугаС 1 мая цирк-шапито Радуга филиал Российской государственной цирковой компании начинает свою работу. Цирк начинает работу после гр... |
История Нижегородского циркаИстория русского цирка богата интересными событиями, ее истоки уходят в далекое прошлое. Во многих литературных источниках можно найти упоминания о ци... |
Новосибирский государственный цирк17 апреля 1927 года в газетах появилось сообщение, что на Андреевской площади начали сооружать большой стационарный цирк на 2200 мест. Ст... |
Цирк на проспекте ВернадскогоМосковский Цирк на проспекте Вернадского был создан в апреле 1971 года, и в 2006 году отметил 35летие своего существования. Основал ци... |
Спор о музыкальной эксцентрики
Цирковая лента - Цирк в мире |
«Выступают музыкальные эксцентрики», — объявил инспектор манежа, и под звуки бравурного галопа на арену выбежали два нарядных и веселых клоуна. Один из них под аккомпанемент аккордеона исполнил на ксилофоне вторую рапсодию Листа. Потом они играли на скрипках, причем один из них водил скрипкой по смычку, а другой — смычком по скрипке, но скрипку держал за спиной. Закончив всю эту забавную возню со скрипками, они принялись за сковороды. После этого один из клоунов по очереди играл на саксофоне и корнет-а-пистоне, а другой — на гармошках различных размеров и фасонов. Наконец, в ход были пущены металлические кружочки, которые вращались на мраморной доске, колокольчики и бубенцы, бутылки, наполненные водой, вязанка дров, столярная пила и даже метла с привязанным к ней для резонанса бычьим пузырем и натянутой на нее струной. Чего только ни играли веселые артисты — старинные вальсы сменялись попурри на темы современных оперетт; русские народные песни шли вслед за вариациями на мелодии Ива Монтана; венгерские танцы Брамса следовали за дуэтом пилы и метлы... Метла убедительно просила пилу не искушать ее «без нужды», а потом пила рассказывала метле, что ей «мнится соперник счастливый» и что у нее «душа истомилась в разлуке» и еще что-то очень трогательное и возвышенное. А в заключение один клоун бил ногой в барабан, левой рукой — в тарелки и при этом еще умудрялся играть на кларнете, в то время как его товарищ вторил на тромбоне. Оркестр подхватил марш, и веселые клоуны, кувыркаясь и перескакивая друг через друга, унеслись с арены под гром аплодисментов... Кончился их номер, и был объявлен перерыв. —Удивительно, что они еще не сыграли туш на голове друг у друга, — сказал мой сосед. — Если бы Глинка слышал!... И на что только тратят эти ребята свои способности! Ведь каждый из них мог бы очень неплохо играть на каком-либо одном инструменте. А я уверен, что они даже как следует нот не знают. —Это действительно больной вопрос, — сказал я. — И, кстати, не новый. Еще знаменитые русские клоуны Бим-Бом сетовали по этому поводу и считали, что музыкальные эксцентрики должны быть вполне грамотными музыкантами. Они же всегда были очень довольны, когда их исполнение удостаивалось похвалы музыкактов-профессионалов. Но все же учтите, что это была похвала артистам цирка.
. Вы говорите о музыке вообще, а речь идет о музыке на арене цирка. —Если на арене — значит, можно плохо играть? —А разве они плохо играли? —Ну, если иметь в виду эти инструменты... —В этом и весь вопрос. Конечно, только эти. Все законы музыкального исполнительства остаются в силе, но только для выразительных средств эксцентрических инструментов. —Послушать вас, так можно подумать, что во всем этом есть и свои эстетические принципы? —А как же! И я снова сошлюсь на слова одного из участников, вернее создателя номера Бим-Бом, на слова И. С. Радунского: «Эксцентрический инструмент обязательно должен быть, так сказать, неожиданным для публики и в то же время предмет, из которого он сконструирован, должен быть хорошо знаком ей». Чем не эстетика? —Эстетика неожиданного в обычном? Незнакомого в знакомом? —Вы, разумеется, помните рассказ Горького «О тараканах»? —Это, кажется, о Платоне Еремине, который жалуется на то, что ему не удается интересная жизнь? —Совершенно верно. Так вот, этот Платон Еремин видел на арене цирка эксцентрика Лесли Мортона. Мортон создавал на арене цирка мир, в котором, как говорит Горький, «самого Мортона ничто не удивляло, но все изумляло людей, своей неожиданностью и капризным отсутствием здравого смысла», Мортон обладал даром «власти над вещами» и «делать все окружающее живым». Для того чтобы зритель был эстетически покорен исполнением какого-либо вальса или романса на эксцентрическом музыкальном инструменте, необходимо, чтобы этот предмет был исчерпывающе знаком его «здравому смыслу» в совершенно иной области; чтобы зритель первоначально был в конфликте с тем, что делает с этим предметом артист вопреки здравому смыслу; необходимо, чтобы этот предмет неожиданно для зрителя обнаружил способность к новой жизни, в данном случае — жизни в музыке. Разумеется, в этом нет ничего мистического - способность к музыкальному звучанию объективно существует в этом предмете, но она обнаружена и выявлена искусством артиста. Искусство артиста побеждает «здравый смысл», но «здравый смысл» не огорчается этим, не упорствует, напротив, «здравый смысл» испытывает эстетическую радость от того, что в обычном открылось нечто новое, неизведанное. —Все это так,— ответил мне приятель после некоторой паузы. — Но что же необычного, неожиданного, скажем, в саксофоне? В трубе? Что противоречит здравому смыслу в ксилофоне или в аккордеоне? Да и ваша пресловутая пила и сковорода давно уже перестали быть новостью для «здравого смысла». Не так ли? —Что правда, то правда! В различных жанрах циркового искусства мы далеко ушли вперед от канонов старого цирка. Но музыкальная эксцентрика вот уже много лет не имеет своих настоящих новаторов, мало поисков, экспериментов, а поэтому мало и открытий. Поэтому...
. — Простите, я перебью вас. О каких открытиях вы говорите? Что еще может изобрести музыкальный клоун? —Кое-что новое уже придумано и показано на арене. Эксцентрики Морозовские, играя в пинг-понг и ударяя ракетками по шарикам, исполняют незамысловатую мелодию; группа эксцентриков: Л. Лавровы, Е. Николаев и С. Петров музицируют, жонглируя металлическими кольцами; С. Петров изобрел музицирование на самых обыкновенных по виду роликовых коньках. Можно было бы привести еще аналогичные примеры... Но, к сожалению, есть и другие. Многие годами играют на одних и тех же джаз-инструментах, многие продолжают пользоваться теми инструментами, которые изобрели их знаменитые предшественники. — Вот видите. А почему? По-моему, здесь не только инертность мысли. Думаю, что возможность дальнейших изобретений становится все более ограниченной. Что еще может быть незнакомого в знакомом, неожиданного в обычном? —Позвольте мне принять участие в вашем споре,— сказал стоящий недалеко от нас весьма почтенного возраста гражданин.— Вы так громко разговаривали, что я стал невольным участником вашей беседы. Разрешите? —Просим,— ответили мы. —Я еще помню, сказал гражданин,— такой пример. Бом изображал воришку, который притворился немым. А Бим его допрашивал. На все вопросы Бом отвечал так: он исполнял на концертино мелодию популярной песни, название которой зритель очень хорошо знал.
. И это название служило ответом на вопрос Бима. Или еще пример. Инспектор манежа по очереди отнимал у клоуна все инструменты, на которых тот играл. Но не успевал режиссер-инспектор отобрать один инструмент, как у клоуна откуда-то появлялся другой, пока, наконец, не оставалась гармошка величиной со спичечную коробку. А когда торжествующий режиссер-инспектор отбирал и ее, клоун доставал из кармана трещотку, которая и доставляла ему окончательную победу. Вот видите... Ничего не вижу,— промолвил мой собеседник. — Опять все те же, уже знакомые зрителю инструменты. Что же здесь необычного? — В самих инструментах, разумеется, ничего,— ответил почтенный гражданин.— Однако, разве в жизни отвечают на вопросы так, как отвечал Бом? Сам по себе инструмент может быть и обычен, но необычно его использование. Эксцентрично его приспособление. Это тоже есть та самая «власть над вещами», о которой говорил Горький применительно к Лесли Мортону. Музыкальный эксцентрик должен не только уметь делать из обычных вещей необыкновенные музыкальные инструменты, но и обыкновенные инструменты использовать необычно. —А для чего, собственно, вся эта необыкновенность? — Что она утверждает? Что она создает в искусстве цирка? —Она утверждает, что в каждом человеке есть необыкновенное, что человек необыкновенен сам по себе. Посмотрите на иного циркового артиста в жизни. До чего же он подчас невзрачен! Но вот приходит вечер, и зритель попадает в мир чудес, которые создают вот эти обыкновенные люди — артисты цирка. Создают огромным трудом, волей, воображением. И только музыканты- эксцентрики не хотят искать и открывать новое в своем искусстве. А ведь даже те примеры, которые я приводил — выступления старых клоунов, — заставляют о многом задуматься. Разве инспектор манежа, отнимающий у клоуна все музыкальные инструменты, и клоун, которому необходимо во что бы то ни стало музицировать, — разве это не жизненный, имеющий смысл и цель драматический конфликт двух разных, разумеется, схематических характеров? Конфликт, выраженный в сфере циркового искусства, где необыкновенными средствами раскрывается обычная и возможная в жизни ситуация? . —Ну, теперь уж совсем договорились! Характеры, действия, конфликты! Где? На арене цирка, да еще у музыкальных эксцентриков! —А почему нет? — снова вмешался я.— Музыкальная эксцентрика — это разновидность клоунады. А искусство клоуна — это прежде всего искусство комического актера. —Допустим. Но тогда будьте последовательны. Если музыкальная эксцентрика — это не музицирование вообще, а по-вашему, жанр музыкальной клоунады, значит, музыкальный эксцентрик должен быть клоуном в своем жанре. Значит, он должен оперировать и такими приемами клоунады, как реприза, каламбуры и т. д и т. п. Так? —Так. Вот Бим-Бом и разыгрывали клоунскую сценку, включающую в себя действие и характерную для клоунады репризность диалога. Но, в отличие от обычных клоунских реприз, это были музыкально-словесные репризы. —Согласен. —Пойдем дальше. Вы помните, что Бим играл в ответ знакомую зрителю мелодию, которая мгновенно вызывала в памяти зрителя название или строки знакомой песни, то есть — слова. Если же тот или иной зритель почему-либо этой песни не знал, то и ответ Бима, очевидно, оставался непонятным, иначе говоря, такой зритель слышал только вопрос, но не слышал ответа. В результате реприза пропадала. Значит, и «музыкальные» ответы Бима предполагали возникновение в сознании зрителя определенного порядка и последовательности слов, содержащих в себе мысль. И, конечно, сатирический или юмористический смысл диалога и реприз тотчас же становился фикцией для зрителей, не знающих или забывших слова песни. Таким образом, музыкальная клоунада обязательно включает в себя любые разновидности сатирического и юмористического слова, иначе мы придем к бессмыслице. Это могут быть не только сценки, интермедии, репризы, каламбуры, но и сатирические куплеты и песенки. Те же Бим-Бом отлично владели различными видами сатирического слова на манеже. —Я боюсь, что в вашем размышлении есть два существенных просчета,— сказал мой сосед. — Вы ставите знак равенства между музыкальной эксцентрикой и музыкальной клоунадой. Музыкальная клоунада включает в себя как характерную особенность и музыкальную эксцентрику. Музыкальный клоун всегда одновременно и музыкальный эксцентрик. Но музыкальный эксцентрик может и не быть музыкальным клоуном. Язляясь отличным музыкантом-исполнителем на необычных музыкальных инструментах и необычно играя на обыкновенных, он можег не владеть словом и тем не менее нести мысль слушателям. Ведь музыка заключает в себе и мысль и чувство, иначе не было бы ни симфоний, ни произведений для фортепиано, скрипки, виолончели и т. д. и т. п. Хорошо, конечно, если музыкальный эксцентрик владеет и сатирическим куплетом, и репризой, и может разыграть, подобно Бим-Бому, целую сценку. Я не возражаю против того, чтобы он был и клоуном. Но он может быть клоуном и в пределах своего жанра. Он тоже будет оперировать и репризами, и каламбурами, но опираясь прежде всего на возможности своего искусства. Согласны? —...Пожалуй... —А тогда позвольте вас спросить, где же они, эти музыкальные каламбуры, репризы? И что это такое? Вы ищете спасения в возможностях и средствах выразительности других смежных жанров, в то время как еще не исчерпаны возможности и свойства музыкальной эксцентрики, как таковой. — Если есть музыкальная клоунада, то уж должен быть и свой репертуар. Музыкальный. Специально для нее написанный. Музыкальные сценки, музыкальные каламбуры и репризы. Интермедии, пародии. Клоун может сделать музыку смешной, но ее может сделать смешной и сам автор. Вспомните пародию Цфасмана на увертюру к опере «Кармен». Никаких небывалых инструментов. Обыкновенный симфонический оркестр. Оркестр играет всерьез, так, как обычно играют «обыкновенную» музыку. Ничего нет необыкновенного и в самом исполнении. Но слушатель, я подчеркиваю — слушатель, не может удержаться от смеха. Смеется не зритель, а слушатель. Смеется потому, что смешна музыка. Разумеется, смешно только тем, кто знает увертюру к опере «Кармен». Пародия всегда подразумевает отличное знание читателем или слушателем предмета пародии. Здесь полностью действует эстетика Бим-Бома: неожиданное в знакомом. Но здесь эксцентрика не исполнения, а эксцентрика автора, т. е. композитора. Когда зритель цирка, посмотрев жонглера, дрессированных зверей, акробатов и наездников, начинает смотреть музыкальных клоунов, он неминуемо становится и слушателем, хотите вы этого или нет. И вот это слушание, эту способность зрителя слушать и познавать через музыку мысль и чувства нельзя не учитывать и пренебрегать ею. Наоборот, надо ее использовать для целей музыкальной клоунады, т. е. для целей сатирического жанра. Метла с натянутой струной или пила никогда не заменят виолончели в том, в чем виолончель сильнее пилы и метлы — в передаче подлинных страданий, тоски, нежности, мечты и надежд, как бы виртуозно ни играл на пиле эксцентрик. Но пила и метла могут нам помочь разоблачить подделку под искренние человеческие чувства. Я, например, не понимаю, почему в цирке ни разу не выступил оркестр эксцентрических инструментов со специально написанной программой. Представьте себе... оркестр, где имеются партии для сковород, колокольчиков, пилы и метлы, бутылок и губных гармошек. Представьте себе, что у этого оркестра есть дирижер. Представьте себе, что этот оркестр аккомпанирует душещипательным исполнителям интимных и так называемых жанровых песен. Представьте себе, что композитор специально для этой цели написал несколько пародий на псевдолирические опусы, и добавьте к тому, что «оркестранты» создают и сценические пародии на существующих еще, к сожалению, «джаз-музыкантов». Задумайте это как репетицию перед концертом, пусть дирижер делает замечания, придумайте сюжет — и... перед вами цирковая буффонада в исполнении музыкальных эксцентриков. Но в этой сцене участвует и автор-композитор. Простите, это какой звонок? —По-моему, второй,— ответил почтенный гражданин. —Позвольте тогда закончить мою мысль. Я хочу сказать, что как бы ни были даровиты те или иные музыканты-эксцентрики, движение вперед без решения проблем репертуара так же будет замедленным, как и попытка сказать что-либо новое в клоунском жанре вне решения репертуарных вопросов. Новый репертуар всегда рождал новых исполнителей и новые инструменты. Когда-то музыкальными эксцентриками руководило желание удивить необычностью самого инструмента. Мне кажется, что все возможные выдумки в этой области почти исчерпаны. Значит, надо искать другие пути. Первый предложен вами: находить все больше способов применения необычного использования знакомых инструментов, включать их в действие, приспособлять к потребностям данного номера клоунады, обыгрывать с неожиданной стороны. Второй путь, мне кажется, это использование музыкальных пародий, шуток, каламбуров, написанных композиторами для данных музыкальных эксцентриков. Третий путь — соединение музыкальной эксцентрики со словом и клоунадой. Утверждение синтетического жанра музыкальной клоунады. Очевидно, есть и другие пути-дороги. Ясно одно: жанр музыкальной эксцентрики серьезно отстал. Он топчется на месте и представлен самому себе. А поэтому... Но тут раздался третий звонок, и мы направились в зал. А после представления сосед мой очень спешил: у него был билет на утренний поезд. Не встретил я также и почтенного гражданина. Так и остался наш разговор неоконченным. Но, мне кажется, в том, что говорил и он и мой уехавший друг, а может быть, в том, что говорил и я, есть доля правды. И я решил записать по памяти наш разговор. Может быть, его продолжат сами музыканты-эксцентрики.
Читайте: |
---|
Цирковые события:
|
Животные в цирке:
|