Цирки в мира
Большой Санкт-Петербургский ГосударБольшой Санкт-Петербургский Государственный цирк - первый каменный стационарный цирк России - открылся 26 декабря 1877 года. Одним из красивейших цирков Ев... |
История Ивановского государственногВ 1929 году с образованием Ивановской промышленной области Иваново-Вознесенск стал столицей одного из крупнейших экономических регионов СССР. В связи с эт... |
Цирк на проспекте ВернадскогоМосковский Цирк на проспекте Вернадского был создан в апреле 1971 года, и в 2006 году отметил 35летие своего существования. Основал ци... |
Омский циркСтроительство современного здания омского цирка (по типовому проекту, доработанному омскими архитекторами) было завершено в 1973 году. 14 октября 1973 года большим пр... |
Повышать мастерство и культуру исполнения
Цирковая лента - Цирк в мире |
Общий высокий уровень исполнительского мастерства артистов советского цирка хорошо известен и у нас в стране и за ее рубежами. Однако добившись определенных успехов, некоторые артисты останавливаются на одном месте, делают лишь то, что делали раньше. Они, как видно, забывают о том, что мы живем в такое время, когда остановиться — значит сильно отстать. К сожалению, у нас имеются и такие артисты, которые не только остановились в своем творческом росте, но и просто потеряли артистическую и спортивную форму, совсем не репетируют, совершенно недопустимо относятся к своим обязанностям, к работе, не уважают зрителя. В Сталинградском цирке работали артисты Золототрубовы, которые, вместо того чтобы выступать с номером «переходная лестница», выступали с номером «перши в партере». Причем этот номер оказался на столь низком художественном уровне, что получил отрицательную оценку зрителя. Больше того, в этом номере артисты были обязаны исполнять трюки «перш на лбу» и «перш в зубах», за что артист И. Золототрубов был тарифицирован как артист первой категории, однако он исполняет только такие трюки: «перш на плече с рукой» и «перш за поясом». Артистки В. и Т. Золототрубовы вышли из спортивной и художественной формы настолько, что лонжа у них из приспособления техники безопасности превратилась в основное приспособление для исполнения трюков. Так, когда Золототрубова делает «флажок» на верхнем конце перша, то ее корпус держится в нужном положении только благодаря тому, что подтягивается лонжей. Неспроста авторитетная комиссия вынуждена была записать в специальном акте, что «работа этих артистов находится на низком художественном уровне. Золототрубовы вышли из спортивной формы, трюковая часть номера слабая, отсутствует артистичность и пластичность в работе, трюки исполняются с большим напряжением, зачастую верхнюю Т. Золототрубову подтягивают лонжей, помогая ей влезть на перш, сходы с перша непрофессиональны, верхнюю берут при сходе на лонжу. Номер смотрится без интереса и успеха у зрителя не имеет». Все это результат прекращения репетиций, недобросовестного отношения к делу. Дошло до того, что дирекция Сталинградского цирка вынуждена, была поставить Союзгосцирк в известность о том, что «самовольное изменение номера в целях облегчения своей работы с сохранением окладов, установленных за более сложную работу, является нарушением юридического права и трудовой дисциплины». К сожалению, подобные факты не единичны. К стыду нашему, следует отметить, что за последнее время широкое распространение получило, по ироническим словам самих мастеров арены, «творческое освоение» тросов: отдельные артисты используют предохранительную лонжу как приспособление для исполнения трюков.
. удержит в зубнике двух партнерш, а «подвесившись на лонже», он удерживает трех и свободно может удержать стольких, скольких выдержит... трос. Лонжа не может заменить мастерства или компенсировать его недостаточность. Надо повести решительную борьбу с существующим еще «творческим освоением» тросов. Нельзя не обратить внимания и на то, как у нас иногда «создаются» новые номера. Бывает, что те же самые трюки артисты исполняют на немного видоизмененном по форме аппарате. Аппарат действительно новый трюки же и по существу и по форме остаются теми же самыми. Однако зто не мешает исполнителям заявлять, что ими создан новый номер. Печально, что в художественном отделе Союзгосцирка такие «новые» номера принимают всерьез, за чистую монету, в то время как это явный обман. И не случайно проведенный в конце прошлого года Всесоюзный смотр новых номеров дал незначительные результаты. искусство молодых. Считаться с временем, учитывать свой возраст, физические данные, форму нужно каждому артисту цирка. Очень плохо получается, когда об этом забывают. Возьмем артиста Хурсанова, выступавшего в Сталинградском цирке с дрессированными лошадьми. Ему семидесятый год, и время не только сказалось на его внешности, но и беспощадно отразилось на работе в манеже. Здесь не может быть и речи о повышении художественного качества номера и о его росте. «Не на ярмарку, а с ярмарки», и притом уже давно едет этот артист. Он много лет хорошо потрудился в системе Союзгосцирка, пора и на заслуженный отдых, а конюшню надо передать кому-либо из молодых артистов, чувствующих призвание к этому делу. Время требует, чтобы артисты цирка умели избирать для себя жанры, соответствующие возрасту и артистичной форме.
. Ведь сумели же это сделать эквилибристы с шестами артисты Кузнецов и Семенов, создавшие более подходящий для себя в настоящее время номер «комические акробаты на першах», который оказался не только удачным для них, но и оригинальным в нашем цирке и который пользуется большим успехом у зрителей. А у нас еще есть и такие артистки, которые, находясь уже в преклонных годах, пытаются изображать на арене юных девушек (Островская, Котомцева). не только не посчиталась со своим возрастом и внешним видом, но перестала совершенно быть требовательной к себе, потеряла артистическую форму, довела до ужасного состояния реквизит. Пора Союзгосцирку решительно поставить вопрос перед престарелыми и потерявшими спортивную и артистическую форму артистами об уходе их с манежа. Но, говоря об этих отрицательных явлениях, хочется привести прекрасный долголетия. Воздушная гимнастка заслуженная артистка РСФСР Раиса Немчинская сумела не только в блестящей форме сохранить артистичность, но и смогла удержать на высоком профессиональном уровне свой номер. А сравнительно недавно, во время праздника цирка в Москве, она выступала на трапеции, вертолету. Как видно, дело не только в возрасте, но, прежде всего в отношении к своей работе. Артист советского цирка обязан владеть высоким мастерством, отработать номер» — это не значит ограничиться выполнением серии в той или иной степени освоенных трюков. У нас еще есть артисты (скажем. Монастырские), которые хорошо выполняют трудные трюки, но при этом имеют крайне невпечатляющий, какой-то, если можно так сказать, «провинциальный» вид. Держатся они напряженно, скованно, некрасиво. Это говорит о том, что одного выполнения мало. Необходима артистическая подача всего номера. Некоторые считают, что все это — мелочи. Но в искусстве нет мелочей, не имеющих значения. Вот почему следует возможно шире распространять опыт Саратовского цирка, в котором многие артистки и несколько артистов прошли специальный курс занятий по классическому балету, рассчитанный на шестидесятичасовую программу. Пришла пора поставить вопрос о необходимости иметь в крупных цирках страны постоянных преподавателей балета. Помимо занятий классической хореографией можно проводить специальные занятия по ритмике, которые необходимы.
. Манера поведения, стиль исполнения имеют огромное значение. Но дело не только в этом. Многие номера могут и должны быть усовершенствованы путем обогащения номера новыми трюками или сочетаниями трюков в комбинациях, новым композиционным решением всего номера. Нельзя подменять это внешним видоизменением номера: переделкой костюмов, заменой реквизита, изменением аппарата. Главное — настойчивое повышение мастерства исполнения каждого трюка, каждой комбинации и всего номера в целом. Трюки надо выполнять не только правдоподобно, но по-настоящему правдиво и честно. И право же, как бы ни была крепка лонжа, мастерство на ней не подвесишь. Малейшее проявление недобросовестности, нечестного отношения к делу кладет пятно на наше цирковое искусство, тормозит его рост. Это нужно постоянно помнить, этим надо руководствоваться в нашей практической деятельности. Нам всем надо не только на словах, но и на деле энергично бороться за повышение уровня профессионального мастерства, за дальнейший неуклонный подъем культуры исполнения. А. ГАЛИЦКИЙ, Журнал Советский цирк Апрель.1960 г.
Читайте: |
---|
Цирковые события:
|
Животные в цирке:
|