Артисты цирка

Денисова Светлана Борисовна

News image

Денисова Светлана Борисовна – заслуженная артистка России отдала театру и св...

Герасименко Константин Михайлович (

News image

Марков Дмитрий Валерьевич

News image

Павлович Елена Львовна

News image

Руколь Наталья Валентиновна

News image

Просвирнин Сергей Юрьевич

News image

род. 4 февраля 1960. Музыкант, коверный клоун 1975 – поступил в Государственное Уч...

Цирки в мира

Цирк Brazil Jack

News image

Традиции средних размеров цирка Brazil Jack   берут начало у истоков истории шведского циркового искусства. Семья Родинов начала свой славный путь со...

Одесский цирк

News image

После того как был разобран цирк Альберта Саламонского, осенью 1889 года крупный одесский предприниматель, хозяин пивоваренного завода, купец второй гильдии Ви...

Наша цель - Цирк Кроне (CIRCUS Kron

News image

радость на ваших лицах! ...таков девиз основателя цирка Карла Кроне, сохранившийся до наших дн...

Белорусский государственный цирк

News image

Белорусский государственный цирк расположен в Минске, столице государства. Зданию цирка уже исполнилось пятьдесят лет, но оно продолжает принимать публику, и ра...

Мировые цирки - Цирковая лента - Люди и представления - Один из источников русской клоунады


PostHeaderIcon Один из источников русской клоунады

Цирковая лента - Люди и представления

Русская клоунада восходит к старинному лицедейству скоморохов, которые исполняли сатирические диалоги и монологи, соединяли показ дрессированных медведей с сатирическими комментариями, разыгрывали панто­мимы и тому подобное. веке, на заре русского профессионального цирка, наследниками искусства древнерусских скомо­рохов были «балаганные и карусельные деды». При­баутки, меткие остроумные характеристики, звонкие рифмы-издев­ки, умение скрыть сатиру под покровом шутки, мастерство импровизации были качествами, необходимыми для «балконного комика». Именно поэтому годы работы в балагане послужили хорошей твор­ческой школой для братьев А. и В. Дуровых, Виталия Лазаренко. От балаганных дедов очень многое восприняли цирковые клоуны веков — они развивали их традиции на сцене. Связующим тоном между цирковой клоунадой, балаганами и древним искус­ством скоморохов были городские «площадные» театры века. Первые сведения об этих театрах восходят к 1730-м годам. Они существовали до начала века, когда их сменили балаганы на традиционных народных гуляньях (на святках, масленице и пасхе). века были солдаты, школяры, мастеровые разных профессий, копиисты (канцеляристы и переписчики), дворовые служители. Большое место в репертуаре занимала бытовая драматургия. В ее составе имелись небольшие монологи в 20—30 строк, диалоги, небольшие сценки с простейшим сюжетом, одноактные комедии в 200—350 строк. В них слово свя­зано с комической и сатирической пантомимой. Это сближает ее с позднейшими клоунскими сценками. века. Современники воспринимали их как хорошо знакомых персонажей, лишь наделенных платье. И. Г. Георги, театрах, игралища, всегда бывает».

. Арлекин и Гаер в этих пьесах, подобно русским скоморохам, выступали в двух обликах. потешники-юмористы, балигуры, шуту, клоуну, скомороху. Цель таких потешников-юмористов — «сбойливого обмануть, сердитого увеселить, а скупого добрым и податливым учинить». В подавляющем большинстве пьес (около двух третей) Гаер и Арлекин произносят приговор осмеиваемым явлениям, способст­вуют наказанию виновных, а нередко сами (жгутом, прутом, дуби­ной, а то и кулаком) расправляются с обидчиками, бездельниками и тунеядцами, классов. Продолжая традиции сатирических скоморошьих действ, Гаер разоблачает ложь, измену, разбирает ссоры на рынке, высмеивает алчность церковников и подьячих, обличает пьянство и разврат (духовенства, дворянства, купечества), потешается над увлечением иностранщиной в дворянской среде. Еще на рубеже ве­ков началось объединение диалогов и сцен, выполняемых Гаером, а позднее на этой основе была создана забавная комедия «Гаерская свадьба». Популярность образа Арлекина в русской рукописной дра­матургии засвидетельствована тихановским сборником «Интерме­дии о Херликине», где Арлекин лишь в одной из одиннадцати пьес заменен Гаером. Характерные варианты в наименовании его указы­вают на русско-итальянские (Арлекин) и на русско-немецкие (Херликин, Гарлекин) театральные связи. Итальянская комедия масок была известна в веке в России, как по гастролям итальянских трупп в Петербурге и Москве в 1731, 1733, 1737 годах, так и по арлекинадам разнообразных немецких трупп вплоть до 1750-х годов. В итальянской комедии масок Арлекин чаще всего выступал в роли слуги. Он был весел, наивен и отнюдь не храбр. Шапоч­ка его была украшена заячьим хвостом (намек на трусость), одежда « пестрых заплатах подчеркивала бедность. На его долю постоянно доставались колотушки. века Арлекин был шутом, развлекавшим зрителей различными проделками и выходками «ради утешного и смешного штиля» (ср. Штурм, Архитектура воинская, М., 1709, стр. 141). Немецкое воплощение образа Арлекина, превращенного в гру­бого площадного шута, не нашло отражения в русской рукописной драматургии. Итальянский прототип Арлекина оказался переосмысленным: он поставлен в конкретные условия русского быта (крепостной, слуга, шут, плут), его присловьям и поговоркам придан русский колорит («спасибо-ста, женушка», «ахти-беда», «испужались, как татарина», «попался гость в боярский двор»). В русском Арлекине века мало оставалось итальянского.

. Беззлобный юмор итальянского про­тотипа часто перерастал в язвительную насмешку и нередко приоб­ретал отчетливую антидворянскую направленность. Из наивного простака итальянской комедии Арлекин на русской сцене превра­щался в остроумного плута, который умел постоять за себя и был не прочь одурачить, а то и поколотить своих противников. Несом­ненна сюжетная и текстуальная близость сатирических диалогов с участием Арлекина к антидворянским диалогам русской устной на­родной драмы. С другой стороны, в комических монологах и сценах русский Арлекин близок и Гаеру — прямому продолжателю скомо­рошьей традиции века. века, «балконными комиками» и балаганными сценами века как в репертуаре, так и в некоторых сценических приемах. Кроме отголосков отдельных произведений, ситуаций, сюжетных мотивов и деталей, гораздо важнее отметить черты сценического искусства русской клоунады века, унаследованные ею от ба­лаганов века. Выход артиста начинался в них обычно с приветствия публики («Здравствуйте, господа») и саморекомендации, которая иногда бывала развернута в обширный комический монолог. Следуя традиции скоморошества и устной народной поэзии, комические монологи нередко строились как нагромождение не­былиц (пародийные рецепты, пародийная челобитная, пародийное объявление, происшествии). В действие включались шутки, «шутливые деяния» по терми­нологии века. Таковы лацци с едой (Арлекин-слуга съедает или разбивает единственное яйцо в присутствии голодного барина, разбивает горшок с ухой; школяры пытаются выпить вино из фляги Арлекина) или «мнимые роды», «любовник-статуя», наконец, пан­томима, в которой сваха обучала Гаера, «как прийти к невесте и поступать» («Гаерская свадьба») и т. п. Нередко комическая характеристика превращалась в ирониче­скую «похвалу», где сочетание несовместимых контрастов раскры­вало истинный облик разоблачаемого персонажа. Для снижения образа выбирались иронические, нарочито грубые сравнения («ворчит, как в лесу лягушка», «окрысился, как бешеная кошка», «личиком кругленок, как ворона ясна»), метафоры («разбегаева пол­ку капрал», «петь бутылкам молебны») и т. п. Характерно также постоянное обращение к зрителям по ходу действия, последовательно проведенное, например, в «игре пи­рожной». века достигались в одних случаях упоминанием современных исторических событий (например, взятие крепости Хотина в 1739 г.), в других — приурочивались к определенной местности. Так, напри­мер, диалог Шляхта и Слуги приурочен к Москве. Шляхта Елисей — «московский щеголь веретеном хвост», его праздничный мундир («на нем три тысячи дыр») сшит из соляного куля, стащенного на Москве-реке. Наличие предварительного «перечневого» изложения большей части сцен, а также перечневое изложение финалов указывает, что в рукописной драматургии века наряду с записанным текстом была в ходу импровизация.

. Сочетание устной и письменной тра­диции характерно и для позднейшего народного искусства; оно было широко распространено в столетии, когда, подобно ско­мороху, учились «памятию и наслышкою и по книгам отчасти, только немного». Многое из перечисленных особенностей рукописной драматур­гии и сценического искусства в русских городских демократических театрах было наследием старинного скоморошества и устной на­родной драмы. Впоследствии это унаследовали балаганные и кару­сельные деды и сатирическая клоунада. Старинные сценические приемы (рече­вой комизм, обращение к зрителям, само­характеристика, ирония, сатирическое ра­зоблачение под покровом шутки) возроди­лись в клоунаде А. и В. Дуровых и Виталия Лазаренко. Традиции русского скомороше­ства живут и в современной клоунаде. В. КУЗЬМИНА, Журнал «Советский цирк» март 1959

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

PostHeaderIcon Цирковые события:

Индия освобождает слонов из цирков

News image

Центр защиты прав животных Вита с радостью поздравляет Индию с этим эпохальным событием, дарующим всем животным, заключенным в ци...

ЦИРКОВЫЕ ЖАНРЫ НА ЭСТРАДЕ

News image

На эстраде издавна существуют ряд жанров, обьединенных общим названием оригинальные . Они принадлежат цирковому искусству. Это различного рода акробатические но...

Московский иллюзионный театр зверей

News image

Московский иллюзионный театр зверей и птиц “Артемон “ предлагает вашему вниманию музыкальное иллюзионное экологическое шоу. Наш спектакль - это раз...

PostHeaderIcon Животные в цирке:

Верхом на Мухе

News image

Сколько интересного таит в себе небольшой островок, лежащий между оживленными течениями Олимпийского проспекта и улицы Дурова. Каждый раз, приходя сюда, ло...

Обезьяна Том

News image

Назван в честь знаменитого Тома Круза, хотя качествами киногероев самого актера не распологает. Вниманием женщин, в отличии от своего однофамильца, не...

Жеребец Бубен

News image

Рождён в 1992 году в маленьком городе Гаврило-Пасад (Московская область). Характер - слегка нервозный. Люди ласково называют его Буба . ...

Цирк в Москве

Мир удивительных друзей - 2

News image

Леонид Костюк приглашает на увлекательное представление Мир удивительных друзей - Friendland ! Новый спектакль Большого Московского цирка на проспекте Ве...

Авторизация