Артисты цирка

Емелин Алексей Александрович

News image

род. 27января 1974 года, г. Николаев (У...

Кашин Дмитрий Викторович

News image

Вильданов Айрат Гильфанович

News image

Династия Стрельниковых

News image

Ахметзянов Даньяр Ринатович

News image

Эквилибрист на свободной проволоке Номер “КРУГЛЫЙ КВАДРАТ” выпущен в июне 2001 г....

Князьков Станислав Евгеньевич

News image

Цирки в мира

Малая сцена

News image

Малая сцена бывший театр «Кроша», рассчитан на 90 зрителей. Именно здесь Владимир Леонидович Дуров устраивал представления с животными. Долгие годы на этой сц...

Столичный цирк г. Астана. Казахстан

News image

Строительство Астанинского цирка было начато в декабре 2001 года. Автор проекта и архитектор Толеген Абдильда создал поистине уникальное сооружение в фо...

Пермский государственный цирк

News image

Один из самых счастливых праздников - посещение цирка: подарки, клоунский нос, фотографирование с обезьянкой, катание на лошадке. А на манеже - ...

Цирк имени братьев Никитиных

News image

В августе 1873 года ещё молодые, но уже известные в России цирковые артисты братья Никитины, уроженцы и жители Саратовской губернии, вы...

Мировые цирки - Цирковая лента - Люди и представления - Фельетон. К. Григорьев


PostHeaderIcon Фельетон. К. Григорьев

Цирковая лента - Люди и представления

Фельетон. К. Григорьев Недавно мне в руки попал альбом с газетными вырезками. Такие альбомы име­ются в багаже почти каждого циркового артиста, в них собраны рецензии и обзор­ные статьи — своего рода «история и гео­графия» его творчества. Ознакомившись с содержанием альбома (двадцать рецензий, написанных разными авторами в разных го­родах о разных программах), я немедлен­но взял отпуск за свой счет, понимая, что случайно набрел на тему, открывающую широкие возможности для научно-исследо­вательской работы. Труд этот был не на­прасным. Предлагая читателям заключи­тельную часть своего исследования, тешу себя надеждой, что она послужит практи­ческим подспорьем для тех, кто намерен испробовать свои силы в рецензировании цирковых представлений на страницах га­зет. Часть первая. О моральном праве на рецензию В то время как рецензии на оперные, балетные и драматические спектакли, ки­нофильмы и филармонические концерты пишут приглашенные специалисты либо со­трудники отдела искусства, о цирковом представлении может писать любой ра­ботник газеты, если он только не обла­дает робким и застенчивым нравом. Теоре­тическим обоснованием этому служит из­вестная истина, что цирковое искусство наиболее понятно и доступно самым широким слоям населения. Отсюда — как само собой вытекающее — общедоступность ре­цензирования. Богатое жанровое многообразие цир­кового спектакля позволяет сотрудникам любого отдела редакции опираться на но­мера, близкие им по характеру основной работы: для представителей промышленно-транспортного отдела, это такие номера, как велофигуристы (транспорт) или воздуш­ный полет (применение механизации), для работников сельскохозяйственного отде­ла — конные номера и дрессура (животно­водство), для сотрудников отдела науки — иллюзион (закон превращения материи), для работников отдела быта — номера разго­ворного жанра, бичующие пережитки про­шлого в сознании людей, ведающих город­ским коммунальным хозяйством, и т. д. и т. п. Все это и дает моральное право каж­дому предлагать свои услуги в качестве циркового рецензента, этим объясняется и широкий круг авторов, пишущих о цир­ке, в этом нужно видеть и существенное отличие цирка, скажем, от балета (с его специфическими па-де-де и па-де-труа, не имеющими никакого отношения к профи­лю даже такого всеобъемлющего редак­ционного отдела, как отдел писем). Часть вторая. С чего следует начинать рецензию Очевидно, с заголовка. Именно заголо­вок должен передавать сущность каждо­го циркового представления. Что же боль­ше всего бросается в глаза автору, когда он впервые попадает в цирк? Конечно же, при­поднятая, праздничная атмосфера и...

. Впро­чем, больше ничего не нужно, и останавливаться на заголовках дольше нет никакой необходимости. Опыт показывает, что абсолютное боль­шинство названий цирковых рецензий со­стоит из главного слова «праздник» и одного-двух второстепенных слов, например: «Праздник силы и ловкости», «Праздник молодости», «Праздник смелости и красо­ты», «Праздник юности и отваги». В дальнейшем можно менять сочетания второстепенных слов, например: «Празд­ник силы и красоты» или «Праздник мо­лодости и отваги». Это даст возможность изобрести еще несколько заголовков. Но в конце концов могут быть исчерпаны все праздничные варианты. Тогда нужно взять за основу слово «искусство», а знакомые нам существительные переделать в прила­гательные. Так возникнет новая серия за­головков: «Искусство смелых», «Искусство сильных и ловких», «Искусство молодых и отважных» и т. д. Таким образом, с заголовками покон­чено и можно переходить непосредствен­но к тексту рецензии. Для того чтобы лучше передать чита­телю праздничное настроение, которым обыкновенно охвачен автор рецензии, на­чинают ее чаще всего с общей картины, которая выписывается двумя-тремя взвол­нованными фразами. Пример: «В ярких лучах прожекторов утопает арена. Несутся звуки бравурного марша. Идет цирковое представление — это празд­ник силы и ловкости, молодости и смеха, шуток и отваги!» Вот здесь и полагается, прервав на са­мом интересном месте рассказ-картинку, высказать несколько авторских мыслей и умозаключений, которые вызвали бы раз­думья у читателя. Делается это тоже до­вольно просто. Общепринятыми авторски­ми мыслями являются следующие: «Цирк — искусство, любимое народом» и «Яркое и самобытное искусство цирка издавна пользуется популярностью у ши­роких масс трудящихся». Отталкиваясь от этих главных мыслей, можно, развивая их дальше, объяснить чи­тателю: «Именно поэтому каждая новая про­грамма воспринимается зрителями как под­линный праздник молодости, силы и лов­кости (веселья, мужества, смелости, ра­дости, здоровья, отваги — по выбору ав­тора)». Однако все это, так сказать, преамбула. Задача же рецензента — не столько поде­литься своими интересными мыслями о цирковом искусстве вообще, сколько глу­боко проанализировать программу. Часть третья.

. Глубокий анализ Для того чтобы заранее оградить се­бя от незаслуженных нападок, нужно открыто, во весь голос заявить: «Размеры газетной рецензии, к сожа­лению, не дают нам возможности всесторонне проанализировать многочисленные номера новой программы». И точка! Пусть попробуют после этого предъявить какие-нибудь требования к ав­тору! Обеспечив свои тылы, можно смело ид­ти дальше. Нужно только не забывать о специфике цирка: не говорить «сцена» и «потолок», а — «манеж», «арена» и «купол», не путать униформистов с капельдинерами, а инспектора манежа — с главным адми­нистратором. Остальное, не столь важно. Конечно, очень хорошо, если вы не про­сто назовете фамилии участников спек­такля, а дадите меткие и точные характеристики актерам и их номерам, напри­мер: «Богатырскую силу демонстрирует ар­тист такой-то, выступающий в силовом но­мере» или «Исключительную гибкость де­монстрирует молодая артистка такая-то, выступающей в оригинальном номере «Ка­учук». Для каждого жанра существуют свои точные и проверенные слова. О партерных акробатах, жонглерах, эквилибристах при­нято говорить, что они «работают». Как именно они работают, тоже давно извест­но: «в свободной манере», «легко», «не­принужденно», «умело», «четко», «ловко», «в хорошем темпе», «с огоньком». Что ка­сается укротителей, то они, разумеется, тоже «работают», но «в мягкой, спокойной манере», «хладнокровно», «уверенно», «просто», «без излишних эффектов». Гово­ря о прыгунах, следует обязательно отме­тить, что их прыжки «головокружитель­ные». Без этого нельзя, как нельзя, ска­жем, упоминая дрессированных зверюшек, не указать, что они «забавные». Впрочем, не надо излишне баловать ак­тера и непременно находить определенные слова для характеристики его номера. Это в некоторых случаях может вызвать у него зазнайство. Лучше уж пользоваться весь­ма распространенными, общими формули­ровками, годными для всех жанров: «Отрадное впечатление оставляет груп­па под руководством...» или «Радуют сво­им мастерством братья...». В случае если братья уже зазнались и снизили свой идейно-художественный уровень, рецензент отмечает: «Досадное впечатление оставляют братья...» или «Ничем не порадовала зрителей группа под руководством...». Критиковать некоторые номера програм­мы необходимо всегда и прежде всего, чтобы показать, что рецензент не меньше других авторов разбирается в том, что такое хорошо и что такое плохо. Но кри­тиковать надо умело, а для этого в рас­поряжении рецензентов всегда имеется благодатный материал — репертуар акте­ров разговорного жанра. Начинать нужно с мысли о том, что раз­говорный жанр и по сей день самый от­стающий на цирковом фронте, а далее, сославшись на пример В. В.

. Маяковского, упрекнуть местных поэтов, прозаиков, дра­матургов и литературных критиков в том, что они совершенно отвернулись от любимого народом циркового искусства. Критические замечания в адрес «разго­ворников» высказываются в заключительной части рецензии с тем, чтобы перейти к традиционной оптимистической концовке: «Однако, несмотря на отдельные недо­статки, программа а целом оставляет впе­чатление замечательного праздника молодости и отваги, силы и мужества, радости и веселья». Обычно авторы различных исследований прилагают список литературных источников, использованных ими в своей работе. Мы позволим себе нарушить традицию. Про­смотрите газетные вырезки, почитайте, на­конец, свежие рецензии, опубликованные в областных, да и не только в областных, газетах, вы найдете в них те же набившие оскомину слова, те же отштампованные «мысли». А как было бы хорошо, если бы о цир­ке писали люди, любящие и, главное, хо­рошо знающие это искусство, писали бы каждый по-своему, умно, интересно, убеди­тельно. Вот уж был бы праздник на цир­ковой улице — настоящий «праздник радо­сти и веселья»! г. КИЕВ Журнал «Советский цирк» сентябрь 1958 г.

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

PostHeaderIcon Цирковые события:

Индия освобождает слонов из цирков

News image

Центр защиты прав животных Вита с радостью поздравляет Индию с этим эпохальным событием, дарующим всем животным, заключенным в ци...

ЦИРКОВЫЕ ЖАНРЫ НА ЭСТРАДЕ

News image

На эстраде издавна существуют ряд жанров, обьединенных общим названием оригинальные . Они принадлежат цирковому искусству. Это различного рода акробатические но...

Московский иллюзионный театр зверей

News image

Московский иллюзионный театр зверей и птиц “Артемон “ предлагает вашему вниманию музыкальное иллюзионное экологическое шоу. Наш спектакль - это раз...

PostHeaderIcon Животные в цирке:

Обезьяна Том

News image

Назван в честь знаменитого Тома Круза, хотя качествами киногероев самого актера не распологает. Вниманием женщин, в отличии от своего однофамильца, не...

Верхом на Мухе

News image

Сколько интересного таит в себе небольшой островок, лежащий между оживленными течениями Олимпийского проспекта и улицы Дурова. Каждый раз, приходя сюда, ло...

Жеребец Бубен

News image

Рождён в 1992 году в маленьком городе Гаврило-Пасад (Московская область). Характер - слегка нервозный. Люди ласково называют его Буба . ...

Цирк в Москве

Цирк братьев Запашных

News image

Братья Запашные - это всеми признанные и знаменитые дрессировщики, настоящие виртуозы своего дела! Их слушаются зубастые тигры так, чт...

Авторизация