Артисты цирка

Павлович Елена Львовна

News image

Дворецкий Геннадий Александрович

News image

Егорова Наталия Александровна

News image

Максимова Светлана Михайловна

News image

Светлана Максимова – артистка-дрессировщица, пришла в театр сразу после окончания шк...

Простецова Ирина Петровна

News image

род. 28 сентября 1980 года в Москве Клоунесса, дрессировщица Отец - дрессировщик На...

Скоков Александр Владимирович

News image

Цирки в мира

Цирковая студия Новые звезды

News image

Дата создания цирковой студии «Новые звезды» – 1 ноября 2002г.. Руководителями являются педагоги : Колотова Лилия Львовна и Шайхиев Рамис Ра...

Дом детского творчества

News image

В сентябре 2005 года Дому детского творчества Первомайского района города Ижевска исполнилось 30 лет. Дом детского творчества начинал свою деятельность ка...

История Ижевского цирка

News image

За долгую и славную историю существования цирка в Ижевске накопилось не мало замечательных дат, каждая из которых стала настоящей вехой в ...

Золото мирового цирка

News image

Цирк приехал и клоуны вернулись. А вместе с ними попугаи, слоны и акробаты. Помимо цветочных часов и бурлящих фонтанов Поклонную го...

Мировые цирки - Страницы истории - Люди без костей


PostHeaderIcon Люди без костей

Цирковая история - Страницы истории

люди без костей

Едва ли среди большого разнообразия видов циркового искусства сыщется жанр более древний, чем тот, который за кулисами еще продолжают называть «каучуком». Самые ранние сведения о нем относятся к временам весьма и весьма отдаленным.

В древнем Египте во время пиршеств фиванских вельмож и жрецов выступали наряду с   арфистками  и  танцовщицами   так увековеченных наряду со знаменитыми гладиаторами и зверобойцами. По этим рисункам можно воссоздать картину выступления акробаток прошлого. Оно начиналось с того, что на длинной доске укреплялась вереница мечей остриями кверху. Чтобы показать, как остры мечи, акробатка бросала яблоко на острие меча. Половинки рассеченного яблока подносились потом публике как высоко ценимое угощение.  Дошедшие до наших дней памятники старины — рельефы и стенные росписи — хранят различные изображения «мостиков» — основной позы «каучука».

Демонстрирование гибкости тела, подобно танцу и пантомиме, можно считать одним из истоков сценического искусства, праотцом всех цирковых жанров.

Как же зародился этот вид акробатики? Точные сведения на этот счет отсутствуют. Думается, зачатки его уходят к тем далеким временам, когда в языческих храмах совершались ритуальные пляски. Возможно, что во время такой пляски вокруг пламени жертвенного огня одна из жриц в экстазе глубоко откинулась назад, красиво изогнув спину в позе, которая могла привлечь своей необычностью и вызвать подражание.

Гибкое, тренированное человеческое тело, кажущееся как бы лишенным костной основы {отчего артисты, выступавшие в этом жанре, рекламировались как «люди без костей»), во все времена привлекало к себе внимание. Это, собственно, и обусловило то, что жанр оказался столь живучим, прошел через века, не поблекнув и в наши дни.

«Каучук» как цирковой термин встречается в специальной литературе лишь в самом конце прошлого века. Надо думать, что его возникновение связано с расцветом автомобильной и авиационной промышленности, потребовавшей для шин огромного количества каучука. Густой вязкий сок каучуконосов сделался самым выгодным из колониальных товаров. Слово «каучук» стало модным. Вероятно, в эту пору и пришло кому-то в голову поместить на афише вместо примелькавшегося «дама без костей»—«каучуковая дама».

У КАЖДОГО НАРОДА ПО-СВОЕМУ

Амфоры Древнего Рима донесли до нас красочные   изображения   гибких   акробаток, вот искусная артистка, став на руки и круто выгнув спину, начинала осторожно продвигаться вдоль доски, и не просто продвигаться, не шагом, а «передними мостиками», или, как говорят в профессиональной среде, «стойкой с богеном», стараясь при этом не коснуться опасного препятствия — мечей.

Если для акробатов Рима традиционным было демонстрировать гибкость над остриями мечей, для древнегреческих — на щите, который держал в руках атлет, то китайские артисты еще тысячелетия назад ввели самобытную, разошедшуюся по всей земле манеру пластической акробатики. Стоя на скамеечке, расписанной национальным орнаментом, акробат плавно отклонял корпус назад, опускаясь все ниже и ниже, и вот уже его голова и плечи прошли за ступни ног. Но это лишь начало, главное же заключалось в том, что акробат должен был изогнуться таким образом, чтобы без помощи рук—ртом поднять с ковра алый цветок мака. Этот подъем, медленный, напряженный подъем, в котором выразительно переплелись из ряда вон выходящая эластичность тела с легко угадываемой силой ног, и поныне смотрится с захватывающим интересом.

Несколько иначе, но тоже в своей национально-самобытной манере строились номера узбекских артистов, гибких подростков-муаллакчи. С медным тазом, наполненным водой, муаллакчи обходил зрителей, бросавших, как издревле повелось, в таз монеты. И хотя каждому было хорошо известно, что произойдет дальше, это тем не менее нисколько не отражалось на пристальном внимании, с каким сотни глаз следили за всеми приготовлениями, за тем, как, поставив таз на землю, муаллакчи (чаще всего они выступали вместе со своим учителем по двое, по трое) принимались, проделывать «мостики», «колеса», «перекаты с локтей на ноги». Но это — всего лишь «разминка».   Затем   начиналось   основное — самый подготовленный из муаллакчи, встав к тазу спиной, еще и еще раз примеряясь, опускался на «мостик», погружал лицо в воду и умудрялся веками глаз доставать со дна монеты.

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Цирк в Москве

Снежное шоу Славы Полунина

News image

Снежное шоу Славы Полунина является одним из самых любимых и узнаваемых российской публикой представлений. Это действо состоит из ряда мин...

Авторизация