Цирки в мира

Альтернативный фестиваль искусств

News image

В столице Шотландии Эдинбурге в воскресенье стартует 61-й ежегодный фестиваль искусств Фриндж (Fringe). Он традиционно начинается за неделю до...

Золото мирового цирка

News image

Цирк приехал и клоуны вернулись. А вместе с ними попугаи, слоны и акробаты. Помимо цветочных часов и бурлящих фонтанов Поклонную го...

Ярославский цирк

News image

Цирк. Самый яркий и необыкновенный праздник детства. Волшебная арена, обрамленная низким бархатным барьером, до которого можно дотронуться во время антракта. Ор...

. Карагандинский цирк (Казахстан)

News image

Карагандинский цирк очень любим и уважаем местными жителями, регулярно на его манеже проходят яркие и красочные выступления российских и зарубежных ар...

Мировые цирки - Жанры - Высшая школа верховой езды



PostHeaderIcon Высшая школа верховой езды

Мир цирка - Жанры

высшая школа верховой езды

Уже три тысячи лет назад человек, как полагают ученые, использовал лошадь для верховой езды. А позже лошадей приучали к выполнению определенных фигур, необходимых в военных условиях. Это были приемы конного боя. Первые школы верховой езды появились в XVI в. В них обучали наездников для демонстрации искусной верховой езды. Впоследствии, перенесенная из военно-спортивных манежей в цирк, высшая школа верховой езды стала одним из интереснейших конных номеров, представляющих наиболее сложную форму копной выездки и дрессировки. Используя природные свойства лошади и различные виды ее хода и бега, наездник приучает животное выполнять всевозможные шаговые, скаковые, прыжковые и танцевальные движения, которые лошади не свойственны. Исполнение ею этих упражнений - результат длительной и упорной дрессировки, которой предшествует выездка лошади, сводящаяся к выработке у нее определенных двигательных навыков.

Животное воспринимает команды наездника-дрессировщика благодаря таким развитым анализаторам, как кожный, вкусовой и зрительный.

В основе высшей школы верховой езды в цирке лежат сложные искусственные элементы, рассчитанные на внешний зрелищный эффект. Многие из них были описаны в книге Основы выездки и езды (1890 г.) Джемса Филлиса, который преподавал в Русской кавалерийской школе с 1898 по 1909 г. Эти элементы вошли в Устав русской кавалерии, а позднее - в Наставление коннице РККА и сохранились в практике конных номеров цирка (школьная рысь, школьный шаг и др.).

Для номеров высшей школы верховой езды кроме хорошей выездки и дрессировки большое значение имеет безупречный экстерьер лошади. Не менее важна и красивая, свободная Посадка в седле наездника, правильное положение его рук, ног, туловища. Наездник должен уметь глубоко сидеть в седле, а не стоять им стременах, должен отлично владеть поводом, уметь пользоваться шпорами и шенкелями, однако, не злоупотребляя ими. От посадки наездника и приемов управления зависят движения лошади.

Хороший наездник управляет лошадью почти незаметно для зрителя. Животное проделывает все аллюры и строго установленном порядке и в определенной последовательности. Четкие движения лошади в цирке выполняются под специально подобранную ритмичную музыку. Каждый шаг, каждый прыжок - словом, каждый элемент - как бы подчеркивается звучащей в оркестре мелодией. Зрители, увлеченные танцующей лошадью, восхищаются искусством наездника, особенно в тех случаях, когда он управляет лошадью почти незаметно и создает впечатление, будто лошадь все проделывает без его участия.

Высшую школу верховой езды можно назвать классикой конной дрессировки. По характеру исполнения она бывает одинарной - когда наездник (наездница) выезжает на одной лошади, и парной - когда выступают двое (наездник и наездница) на двух лошадях. Это своего рода дань традиции.

В парной работе лошадей приучают выполнять то же школьные аллюры, идя гуськом, реже - рядом в паре, а также находясь в разных местах манежа. Синхронные действия лошадей достигаются длительной тренировкой, поскольку у каждого животного свой шаг, а также несхожий с другими характер и темперамент. В композицию такого рода номеров включаются и сольные репризы, которые наездники демонстрируют поочередно.

Тандем. Тандемом называют упряжку лошадей, следующих цугом, одна впереди другой. Такая упряжка широко применялась в быту во времена фаэтонов и карет, когда лошадь была основным средством передвижения.

В цирке этим термином обозначают разновидность школьной езды на двух лошадях, идущих по кругу манежа одна за другой. Наездница (этот номер обычно исполняют женщины), сидя верхом в седле па второй лошади, с помощью длинных поводьев, прикрепленных к первой, легким движением вожжей направляет ход лошади и заставляет ее делать повороты. Вторая лошадь, следуя за нерпой, повторяет все ее движения..

Управлять в таком положении двумя лошадьми, исполняющими школьные аллюры, довольно трудно, так как наездница должна регулировать их движения одновременно: первой, как уже сказано, с помощью поводьев, второй - приемами, выработанными для исполнения высшей школы верховой езды.

Аппортировка

Демонстрируется одной лошадью, которая но команде берет зубами заданный предмет и подает его дрессировщику (от франц. apporter - приносить, привозить). В старом цирке на различных, весьма многочисленных, элементах аппортировки строился самостоятельный номер. Обычно он состоял из маленьких игровых сценок, иногда шуточного характера. Например, лошадь-посыльный. Дрессировщик посылал лги потное в буфет за шампанским и при этом давал ему в зубы деньги. Посыльный возвращался с корзиной вина. А где же сдача? - спрашивал хозяин. И пристыженный посыльный высыпал мелочь дрессировщику в руку. Дрессировщик спохватывался, что забыл о цветах и торте, и снова отправлял за ними посыльного.

Бытовал и такой сюжет. Часы, перчатки пли платок прятали в один из деревянных ящичков с крышками. Ящички устанавливали на противоположных сторонах манежа. По заказу зрителей лошадь подходила именно к тому ящичку, в котором был спрятан названный предмет, открывала мордой крышку, доставала содержимое и приносила дрессировщику.

Лошадь-математик из группы цифр, разложенных по манежу в беспорядке, поднимала зубами цифру, соответствующую результату арифметической задачи, предложенной зрителем.

В другой сценке лошадь, облаченная в костюм щеголя, появлялась па манеже на задних ногах. Ночной гуляка раздевался, срывая одежду зубами, и укладывался в постель, натягивая на себя одеяло. Лошадь-аппортер выносила из-за кулис стек дрессировщику, подавала оброненную перчатку, отыскивала платок, спрятанный в опилках. Подобных сценок существовало довольно много. Лошадь выступала в них без уздечки и ампира. Команды, подаваемые дрессировщиком, в таких случаях неуловимы для зрителя, ибо производятся легким пощелкиваньем пальцев, причмокиванием, незаметными движениями рук и тому подобными действиями, к которым приучена лошадь. В результате у зрителя создается впечатление, будто лошадь действует самостоятельно. И поскольку задачи, выполняемые животным, порой довольно сложны, такой номер всегда удивляет публику. В сегодняшнем цирке подобная конная дрессировка в качестве самостоятельного номера, к сожалению, почти, не встречается.. Элементы аппортировки используются лишь как вставные эпизоды в групповой дрессировке.

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Цирк в Москве

История цирка на Цветном бульваре

News image

Cтарый Московский цирк на Цветном бульваре - один из самых старейших цирков России. Сто с лишним лет назад, в 1880 го...

Авторизация