Цирки в мира

История Ивановского государственног

News image

В 1929 году с образованием Ивановской промышленной области Иваново-Вознесенск стал столицей одного из крупнейших экономических регионов СССР. В связи с эт...

ГОСТИНИЦА ГОМЕЛЬСКОГО ГОСУДАРСТВЕНН

News image

Семиэтажное здание гостиницы цирка было введено в строй в 1974 году. Гостиница является одним из подразделений цирка и предоставляет более во...

Канадский «Цирк Солнца» («Cirque du

News image

«Cirque du Soleil» - сегодня это один из самых лучших цирков мира. Он быстро развивается и расширяется. Самое главное его до...

Московский цирк на льду

News image

История циркового искусства уходит в глубь XV века, из книг мы знаем о шутовских проделках, канатоходцах и дрессировщиках - ими зн...

Мировые цирки - Цирковые представления - Цирк без правил


PostHeaderIcon Цирк без правил

Мир цирка - Цирковые представления

цирк без правил

Цирк — удивительная вещь, где невероятное может оказаться реальным. Самые яркие соревнования и трюки, перекочевавшие в различные шоу, начинали свой путь на цирковой арене, и они еще помнят конферансье, гаснущий свет и барабанный бой: представление начинается.

Самые зрелищные номера в цирке оставляют напоследок и, умиляясь собачкам в юбочках и ученым попугаям, ожидаешь аттракцион, анонсированный как «гвоздь программы».
Захватывающие трюки, — конечно, самые опасные. Голова в пасти тигра, поцелуй шестиметрового крокодила, прыжок из-под купола цирка — все, что щекочет нервы праздной публики, пользуется успехом в цирке. Причем публика всегда голодна и ждет все более удивительные аттракционы.
Первое представление на воздушной трапеции дал цирковой артист Жюль Леотар 150 лет назад – 12 ноября 1859 года, причем, это был дебют молодого артиста. Номер «Перелет с трапеции на трапецию» до глубины души потряс публику парижского Цирка Наполеона. В течение 12 минут артист совершил под куполом 8 простых перелетов между тремя трапециями, подвешенными в ряд на большом расстоянии, а также сальто с одной трапеции на другую.Забавна сама история того, как будущий артист придумал этот диковинный номер. Отец Жюля был директором гимнастической школы. Своего сына он хотел видеть адвокатом, но, полагая, что мальчика необходимо приобщить к изящным искусствам, нанял ему учителя музыки. Юноше, интересовавшемуся не столько сольфеджио, сколько акробатикой, это было не по душе. Однажды он выскочил из-за рояля посреди урока. Дело происходило в заведении его отца, и, убегая от преподавателя, Леотар повис на турнике, а потом, не касаясь, пола, перелетел на висевшие неподалеку кольца. Неизвестно, удалось ли ученику сбежать от учителя, но эта гонка с преследованием помогла ему открыть воздушную гимнастику.
Позже он вместе со своим отцом соорудил нечто вроде рамы, на которой на равном расстоянии друг от друга были подвешены три трапеции. Рама была установлена на покрытом ковром полу, а не висела в воздухе, как в современном цирке. Леотар раскачивался на первой трапеции, потом перелетал на вторую, а оттуда на третью, совершая при этом головокружительные сальто-мортале.
Для публики того времени такой трюк был настоящим событием! Экспансивные парижане влюбились в прекрасного акробата из Тулузы. Его розовое трико стало настолько популярным, что гимнасты до сих пор называют свой костюм «леотардой».
Парижанки писали Леотару пылкие письма и толпились у выхода из цирка, мечтая хотя бы дотронуться до него. Со своим номером артист объездил почти все столицы Европы, и везде его ждал бурный прием.
А уже с конца XIX в. в цирках мира получили распространение и стали широко рекламироваться всевозможные механические аттракционы, щекотавшие нервы публике. Так, в эти годы шумно рекламировался аттракцион – «Человек-снаряд» (артиста выстреливали из огромной пушки; пролетев значительную траекторию, он падал в сотку). Аппараты таких аттракционов были созданы на точном математическом расчете. Здесь артист был подчинен трюку, и успех аттракциона больше зависел от совершенства аппарата, чем от исполнительского мастерства артиста.
В угоду вкусам пресыщенной публике подобного рода аттракционы преподносились как «смертные» номера, их исполнители нарочито обыгрывали опасность, преувеличивали степень риска, изображали прощание с публикой и т. д.
В советском цирке в 30-е годы прошлого века также были популярны аналогичные аттракционы. Правда, наши артисты не обыгрывали особую опасность аттракционов, а, скорее, преподносили их в спортивном плане, и вскоре эти аттракционы исчезли с манежа. Интерес к ним пропал, прежде всего, у самих исполнителей, так как артист лишался здесь творческой самостоятельности, терял возможность демонстрации своего мастерства.

Факиры

А вот факиры и прочие кудесники всегда пользовались успехом. Самой колоритной фигурой того времени был «загадочный и таинственный факир и дервиш Димитриус Лон-Го. Творчество Дмитрия Ивановича Лон-Го, родившегося в России в 1888 году, совпало с периодом взлета факирского искусства на российской сцене и манежах.Однажды в детстве Дмитрия укусила змея. Переболев, он остался жив, и с этого момента укус кобр был для него не опасен. Поэтому в его репертуар входил трюк со змеями, которых факир гипнотизировал и давал им кусать себя. Наряду с демонстрацией укрощенных змей, Димитрий Лон-Го показывал трюк, который не всякий дервиш способен был повторить. Артист вынимал костяной ложечкой собственный глаз из орбиты и проходил вдоль первого ряда, убеждая зрителей, что глаз по-прежнему смотрит, а дервиш чувствует себя вполне нормально.
Шпагоглотание на сцене и в цирке тоже демонстрировалось издавна, причем, истинные профессионалы факирского искусства считали неприличным прибегать ко всевозможным уловкам, например, ненастоящим шпагам. Поэтому риск, а нередко даже смертельный, не исключался при показе опасных трюков.
В истории цирка сохранилось несколько свидетельств, когда выступление факира заканчивалось трагически. Так, артист по имени Август в конце XIX века демонстрировал шпагоглотание. Он, опустив в горло три шпаги, ухитрялся переворачиваться через голову вперед, опираясь на руки. К концу проглатываемой шпаги прикреплялась электрическая лампочка. В цирке гасили свет, и сквозь кожу живота был виден огонек зажженной лампочки. Однажды лампочка лопнула в пищеводе. Осколки стекла извлечь не удалось, и артист скончался.
В современном цирке шпагоглотание до сих пор считается одним из опаснейших трюков. Глотатели шпаг тренируются ежедневно на протяжении многих лет. Для того, чтобы перебороть рвотный рефлекс, они погружают себе в горло предметы различных размеров – начинают, как правило, с пальцев, затем следуют ложки, кисти для рисования, вязальные спицы. Самая распространенная «производственная травма» среди представителей этой экзотической профессии – воспаленное горло и внутренние кровотечения. Так, одну артистку случайно толкнул восхищенный зритель, пытавшийся засунуть ей за пояс банкноту. Две шпаги, острия которых находились у нее в желудке, скрестились и подобно ножницам порезали ей внутренние органы.

Шар смелости и безрассудства

А с распространением мотоциклов в начале XX века новая техника дала развитие новому цирковому жанру. Вылетающие на арену рычащие мотоциклы произвели на публику впечатление. Сначала всадники на мотоциклах просто кружили по арене на небольших скоростях, исполняя несложные трюки. Уже в Советском Союзе номера стали значительно сложней.
Их появлением мы обязаны мотогонщику и эквилибристу Петру Маяцкому. Именно он собрал в 1937 г. десяток самых отчаянных молодых циркачей для отработки новых опасных номеров. А главным событием его карьеры стал в 1950 г. удивительный аттракцион «Шар смелости», в котором мотоциклисты гоняли по стенкам огромного глубокого шара из металлической сетки.
Невероятный номер исполняли сам Петр Маяцкий, его сын Вячеслав и жена Надежда. И еще одна фишка — шар был подвешен на тросе под куполом цирка! Апофеоз номера — когда нижняя полусфера опускается, а внутри верхней, по самому ее краю, продолжают мчаться отважные циркачи - мотоциклисты. С этим номером семья Маяцких вошла в историю не только советского, но и мирового цирка.
В 1963 г. на гастролях Московского цирка в Красноярске Петр Маяцкий при исполнении мертвой петли зацепился колесом за сетку и рухнул на дно шара, а сверху мотоцикл — тяжеленный, разгоряченный. Залечив раны, Петр сумел вернуться на манеж. К тому времени Слава уже не работал в цирке. А в шар вместе с Петром Маяцким и его женой вошла их шестнадцатилетняя дочь Марина — сегодня знаменитая Марина Маяцкая, укротительница гепардов.После того как в 1968 году Петра Маяцкого не стало, мать с дочерью несколько лет ездили по стране и миру с «Шаром смелости». В 1975 году опять же на гастролях в Красноярске не выдержал трос, удерживающий шар под куполом, и двухтонная сфера рухнула прямо на арену с десятиметровой высоты вместе с мотоциклистками внутри. Марина, помимо прочего, получила серьезную травму позвоночника и не смогла больше выступать в шаре, зато нашла себя в дрессировке.Повторит ь «Шар смелости» в России никто так и не смог. Сегодня шары не подвешивают под купол, а размещают на арене, зато в центре шара стоят люди. На сегодняшний день в Книге рекордов Гиннесса зафиксирован рекорд мотоциклистов из пражского цирка Bush-Roland, которые в течение трех минут гоняли внутри шара, при этом в снаряде находилось 15 человек! Ладно сами рекордсмены—циркачи народ отчаянный, это известно. Удивительно другое — как удалось уговорить залезть в этот шар 15 добровольцев?



Медведь с водительскими правами

Различные цирковые жанры переплетаются, берут друг у друга что-то с целью создания новых удивительных номеров. К примеру, жонглирование на мотоциклах. А еще мотоциклисты на канате. Этим же ветром мотоцикл занесло к дрессировщикам.
Еще в 1939 г. дрессировщики А.Н. Буслаев и И.Н. Бугримова представили номер под названием «Львы и мотоциклы». Тогда в завершение выступления Буслаев проехался со львом на багажнике. За рулем гордые кошки пока не ездят. А вот медведи и обезьяны — пожалуйста.
Как на одном из своих интервью рассказывала Татьяна Филатова, дочь легендарного Валентина Филатова, создателя медвежьего цирка, не каждый медведь сможет сесть за руль мотоцикла. Способности нужны. Приучать медвежат к технике начинают сначала с самоката, затем мишек пересаживают на велосипед, и только потом на мотоцикл. Кто-то из косолапых не двигается дальше самоката или велосипеда, а кто-то с легкостью осваивает мотоцикл.
В семье Филатовых есть истории о том, как косолапые сбегали из цирка прямо на мотоциклах. Сначала такой случай произошел в Москве на репетиции в цирковом дворе. Ворота открылись, и медведь по кличке Мальчик то ли с перепугу, то ли с тайным умыслом свернул по направлению к дороге. За ним, кинув в карман сахар, на мотоцикле метнулся Валентин Филатов. Говорят, когда дрессировщику удалось догнать своего питомца, за медведем уже следовал гаишный патруль с обалдевшим водителем за рулем.
А второй побег, инициатором которого стала мишка по имени Девочка, случился на гастролях в Германии. Рассказывают, что на следующий день после побега Филатова пригласили в местное отделение дорожной полиции и вручили международные права для медведицы.
К сожалению, не всегда обходится без жертв, все-таки звери, даже дрессированные, остаются животными со своими инстинктами. Так, в прошлом месяце трагедия произошла в Государственном цирке Киргизии в Бишкеке - дрессированный медведь неожиданно набросился на окружавших его людей. Это произошло во время циркового представления, собравшего полный аншлаг.
Администратора труппы, 25-летнего Дмитрия Потапова, обезумевший зверь задрал насмерть, а 29-летнему дрессировщику Евгению Попову нанес тяжелые травмы. Как говорили артисты труппы, кто-то из дрессировщиков повел себя, по мнению медведя, «неправильно».
Впрочем, как профессионально себя ни веди, а опасность от диких животных исходит постоянно. Однажды чуть не закончилось трагедий выступление Семена Стрельникова, дрессировщика театра зверей имени Дурова. По ходу репризы он должен был целоваться с тигрицей Ульяной. Стрельников подошел к дикой кошке, посмотрел ей в глаза и понял, что та целоваться с ним совсем не хочет. Но делать нечего - номер есть номер… Только было протянул руки к ее морде, как Ульяна - хлоп ему по лицу лапой!
«Стою в комплименте (так у артистов называются прощальные поклоны зрителю) и ничего не вижу, - рассказывал артист. - Думаю, хорошо, если глаз не выбила, щеку не порвала…»
Но обошлось: оказалось, Ульяна ударила мягкой лапой, без когтей, типично по-женски: ну не хотелось ей тогда целоваться, и все тут!Да, для кого-то цирк – праздник, а для цирковых артистов – целая жизнь, наполненная настоящим экстримом. Но цирк не был бы столь ярким развлечением, любимым с детства, если бы и сами артисты не обожали свою работу. Как однажды признался воздушный гимнаст Александр Сидоров: «Еду с работы в метро и думаю: вот у тех, кто рядом, тоже, наверное, интересная работа, но ведь нет того, что я нынче вечером за пять минут испытал. Это уже как наркотик. Бывает, не работаешь месяц, два, три, четыре… и как будто у тебя отобрали что-то. Ломка! То, что ты делаешь на арене, уже требуется организму».

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Цирк в Москве

История театра Уголок дедушки Дуро

News image

Уголок дедушки Дурова , Страна чудес дедушки Дурова , Театр зверей имени В.Л. Дурова - эти наз...

Авторизация