Цирки в мира
Цирк Зоппе (Северная Америка)Цирк Зоппе – старинный семейный цирк Италии. Основан в 1842 году, выступления проводятся в шатре на 500 мест, представляя зрителям лу... |
Алматинский циркАлматинский цирк – это не просто красивое и современное здание, это в первую очередь профессиональный, талантливый и дружный коллектив цирковых ар... |
Организация цирковой студии при НижЦирк – одно из воспоминаний детства, манящая атмосфера праздника, веселья, смешные клоуны и невероятные, зрелищные трюки. Уроки циркового исскуства -... |
Московский театр ИллюзииЕдинственный в нашей стране государственный Московский театр иллюзии, созданный заслуженным артистом России, лауреатом международных конкурсов Анатолием Ляшенко, имеет сегодня в св... |
Айда в музей чудес!
Цирковая история - Страницы истории |
Спросите ребенка, куда бы ему хотелось пойти, и он наверняка ответит: «В цирк!». По крайней мере, с большей вероятностью, чем «в театр!» или «в музей!». А что если это Музей цирка, которому, между прочим, исполняется 80 лет? По музейным меркам, возраст не детский. Музей цирка, расположенный в знаменитом здании на Фонтанке, – место, где дети – самые благодарные посетители.
В цирке все время происходят чудеса. Цирковые артисты не столько развлекают публику, сколько удивляют. Поэтому музей цирка – музей чудес, точнее, место, где хранятся свидетельства того, кто, как, где, когда и какими средствами вершил чудеса.
Среди экспонатов – маленький иллюзионный аппарат, сделанный руками шпагоглотателя и фокусника, факира Димитриуса Лонго. В собрании книг, насчитывающем около пяти тысяч экземпляров, можно найти издание 1798 – 1804 годов под названием «Открытыя тайны древнихъ магиковъ и чародеевъ, или волшебныя силы натуры, въ пользу и увеселение употребленныя». Как тут не поверить в чудеса?
Но обратимся к истории. Все-таки возраст 80 лет – целая жизнь, удивительная судьба и нажитая мудрость. Так и цирковое искусство, зародившееся на рыночных площадях, с течением времени превратилось в невероятное зрелище, в которое порой трудно поверить. Пример тому медведь, гоняющий на мотоцикле, – заслуга дрессировщика В. И. Филатова...
Свое существование Петербургский музей циркового искусства при Санкт-Петербургском цирке ведет с выставки, на которой была показана коллекция виртуозного фехтовальщика, театрального деятеля В. Я. Андреева. Она называлась «Искусство движения» и состоялась в Институте истории искусств. Это событие и побудило В. Я. Андреева, Е. П. Гершуни и Е. М. Кузнецова подумать о создании отдельного музея, посвященного цирковому искусству. Первыми экспонатами стали бюст жены основателя петербургского цирка Чинизелли, статуэтка акробата, случайно найденная господином Чинизелли где-то на «барахолке». Постепенно коллекция пополнялась дарами знаменитых цирковых артистов: В. Дурова, В. Лазаренко, Св. Александрова-Серж, Э. Кио, Б. Эдера и многих других. И до сих пор подарками артистов пополняются фонды музея.
Не сразу, но музею удалось получить дополнительное пространство на третьем этаже. Сейчас там размещаются фонды, включающие обширную библиотеку. Первое, что бросается в глаза посетителям фондового помещения музея, – плакаты на стенах. Это тоже маленький фокус – за плакатами прячутся дверцы книжных шкафов, а шахматный узор, повторяющий расцветку фирменной кепки прославленного Олега Попова, в итоге оказывается картотекой фотоматериалов.
Афиши заманчиво обещают выступления медведей-канатоходцев, дрессированного дикобраза, конную кадриль, дуэт Ю. Никулина в паре с М. Шуйдиным... Забавные картинки сулят веселье и вызывают улыбку. Может быть, в этом и есть главное волшебство цирковых артистов: заставлять людей улыбаться, несмотря ни на что?
Значительная часть экспозиции посвящена зарождению циркового искусства и истории цирка ХIХ века, когда, собственно, он и стал полноценным представителем зрелищных искусств. Здесь же история первых лет деятельности цирка Чинизелли. Материалов, рассказывающих о временах, более приближенных к современности, естественно, больше: фотографии, личные вещи, реквизит и автографы цирковых артистов. Предметы сочетают в себе наивную непосредственность и особую притягательность. Кажется, будто зашел в магазин игрушек и вспомнил, как долго ничего там не покупал. Здесь есть статуэтка, изображающая Дурова в окружении его четвероногих друзей, пятиколесный велосипед Олега Попова (в выставочном зале), невероятное количество значков и медалей (на зависть коллекционерам) и множество цирковых приспособлений, назначение которых угадывается не с первого раза. Секрет фокуса и должен держаться в тайне.
О трагической странице в истории нашего города напоминает афиша «Весь сбор от этого представления пойдет на постройку бомбардировщика «Советский цирк». Самое миролюбивое из всех искусств помогало фронту, цирковые артисты ездили по местам боев, чтобы заставить бойцов улыбнуться.
В папке с автографами хранится автопортрет французского мима Марселя Марсо, а рядом тексты парадов-прологов, написанные в разное время известными авторами.
В музее проходят временные выставки: «Клоунада», «Искусство жонглера», «Женщины – артистки цирка»... Каждый человек, приходящий на представление, может стать посетителем выставочного зала, расположенного в фойе второго этажа. Здесь можно заказать групповые экскурсии, особенно популярные у школьников. Пусть в молодежных кругах цирк не самое модное времяпровождение, но всем хочется хотя бы иногда соприкоснуться с волшебством.
Кажется, сюда еще не добрался ХХI век с его блокбастерами и компьютерными играми. Здесь, как и сто лет назад, царят живые волшебники – клоуны и иллюзионисты, а самым захватывающим зрелищем остается воздушный полет под куполом. Цирк – искусство слишком мирное, чтобы бороться с игровыми приставками за детские сердца. Он существует сам по себе, его история не кончается, а свидетельства этой истории навсегда остаются в фондах музея.
Читайте: |
---|