Цирки в мира
Цирк на Цветном бульваре![]() Старый Московский цирк на Цветном бульваре - один из самых старейших цирков России. Сто с лишним лет назад, в 1880 го... |
Театр клоунады и комедии «Грим масс![]() «Грим масса» - это театр клоунады и комедии в Москве. В нем работают молодые и талантливые артисты, номера которых вызывают во... |
Цирк Филатовых![]() Тверской цирк привык радовать своих зрителей новыми интересными, красочными представлениями. Это лето – не исключение. Наш город снова посетил всемирно из... |
Цирк Зоппе (Северная Америка)![]() Цирк Зоппе – старинный семейный цирк Италии. Основан в 1842 году, выступления проводятся в шатре на 500 мест, представляя зрителям лу... |
Что случилось на цирковом фестивале в Монте-Карло?
Новости - Новости цирков |
В лавину слухов, домыслов и версий случившегося на 34-ом цирковом Фестивале в Монте-Карло с номером Черниевских, полагаю необходимым внести ясность. Поскольку был свидетелем и вместе с артистами находился «внутри» событий.
Краткая предыстория. За четыре месяца до начала Конкурса, артистический директор Фестиваля г-н Урс Пилс обратился в Компанию Росгосцирк с просьбой представить на манеже Монте-Карло обновлённую версию номера с подкидными досками «Русские забавы» п/р В.К. Черниевского.
Было две резонных причины отказаться от этого заманчивого приглашения: номер находился на гастролях в Японии – раз. И вторая – в 2000-ом номер уже был удостоен высшей награды Конкурса – Золотого Клоуна.
На это г-н Пилс предложил Компании выставить на Конкурс новый вариант номера. А именно: существенно обновить художественную концепцию, выстроить новую композицию, изменить хореографию, музыку, добавив, если возможно, ряд новых экстраординарных трюковых достижений.
Вернувшись из Японии, обсудив и взвесив с руководством Компании все «за» и «против», В.Черниевский принимает отнюдь не простое решение: за два с небольшим месяца подготовить новый вариант номера, чтобы иметь достаточные основания для полноценного участия в конкурсной борьбе. Включая, естественно, высшую награду Фестиваля.
Вопреки экстремальным срокам и обстоятельствам, объективным и субъективным трудностям, новый номер был создан! Номер получил название «Московское время».
Хочу подчеркнуть, новая работа Черниевских коренным образом отличается от той, с которой артисты победили в 2000-ом.
«Московское время» – номер в стиле «ретро». Это – своеобразная рефлексия нынешнего поколения на времена «оттепели». Попытка оживить и освежить фантазию современников, наполнив её пластической стилистикой середины 50-х – 60-х годов. Образно, метафорически и эмоционально, через экстраординарные акробатические трюки передать выплеск переполняющей радости и оптимистических настроений, характерных для того времени.
Отсюда, полностью новая музыкальная составляющая номера – попурри из шлягеров отечественных рок и поп-музыкантов, так или иначе, отражающих заявленную проблематику.
Соответственно, были придуманы новые костюмы. Цветовая гамма, фасон, крой, силуэт, аксессуары – иные, в сравнении с прежним дизайном.
Относительно трюковой составляющей. Для номера «Московское время» были отрепетированы и продемонстрированы семь новых трюков: два бланжа с тремя пируэтами на площадку; двойной пируэт на колонну из двух; полфляка на колонну из двух в прямые руки; четыре бланжа с четырьмя пируэтами на сход; тройное сальто «в рассрочку» (с роспуском после каждого сальто); тройной бланж на одной ходуле.
И, наконец, тройное (а не двойное, как в 2000-ом) сальто в кресло на двойной баланс, увеличенный почти на метр.
Это практически половина трюкового репертуара! И почему такую версию следует признавать «старым вариантом номера», как об этом взахлёб, да ещё и с причмокиванием рассуждают некоторые СМИ и профильные форумы на интернет-сайтах? Попробуем разобраться.
Ни в коей мере, ни желая умалить достоинств высокого Жюри 34-ого Фестиваля, (хотя и было оно «антикризисным» - в составе семи человек) должен заметить, что далеко не всякий профессионал цирка способен уловить разницу между тройным и четверным пируэтом в тройном, а тем паче, в четверном бланже! Если мы говорим о Конкурсе профессионалов.
И в этом смысле, полагаю, прежде чем «сыпать» оценками типа «старые и новые трюки», «номер, что и десять лет назад», было бы куда продуктивнее и корректнее справиться у экспертов. Их не так много, но они есть.
Впрочем, всегда есть возможность апеллировать к последней, с абсолютно непредвзятым мнением инстанции, – зрительному залу. Его реакция, по определению не может быть ни предвзятой, ни ангажированной.
Что, лично я и ещё три с половиной тысячи зрителей, видели и слышали на конкурсном представлении (I тур) 14-го января в цирке Монте-Карло?
В финале номера «Московское время», зал встал и продолжительной овацией оценил выступление российских артистов.
Во втором туре, прошедшем 16-го января, единственным номером из обеих программ, дважды удостоившихся вставания зала – в середине номера и в конце!!! – был номер Черниевских. Такой была независимая реакция и достаточно объективная оценка зрителей. Казалось бы – вот вам непредвзятый индикатор успеха?!
Жюри, тем не менее, рассудило иначе. Оно, разумеется, – в своём праве.
Только хотелось бы уточнить некоторые моменты, в которых я принимал непосредственное участие: репетиции и сам процесс подготовки номеров к конкурсным выступлениям.
Процесс этот был организован, мягко говоря, далеко не идеально. Учитывая опыт прошлых Фестивалей, никто собственно и не ожидал ничего другого. Но, что б до такой степени..?
В первый же день выяснилось, что подвеска проходит без чёткой организации, по принципу: кто первым встал – того и сапоги.
Черниевским в первый день подвески времени не выделили. По просьбе В.Черниевского, я сообщил об этом Урсу Пилсу, выразив опасение, что если и сегодня не удастся подвесить лонжу, то завтрашняя акробатическая репетиция номера будет невозможна. К тому же, утром должны были поднять под купол раму, к которой крепится вся подвеска.
Г-н Пилс ответил, что сделает всё от него зависящее и… ничего не сделал.
Через некоторое время я вновь повторил просьбу о необходимости подвески лонжи сегодня. Г-н Пилс, как мне показалось, был беспричинно раздражён такой «настойчивостью».
Как выяснилось в дальнейшем, г-н Пилс искренне полагает, что лонжа для репетиции акробатов с подкидными досками – не более чем «каприз» «невоспитанных и бестактных русских», чтобы лишний раз досадить устроителям Фестиваля.
Лонжи (их у Черниевских три) удалось подвесить… к следующему вечеру, лишь благодаря содействию старшего униформиста Дариса, бывшего циркового артиста.
В расписании репетиций второго дня, по странному стечению обстоятельств, Черниевские опять не значились. Я был вынужден снова «не сдержаться» и обратился к г-ну Пилсу с просьбой найти возможность предоставить номеру акробатическую репетицию.
«Ну что ты будешь делать с этими русскими, не дают спокойно работать», - должно быть, подумал г-н Пилс и удалился в ложу Принцессы.
О том, как на протяжении следующих двух репетиционных и конкурсных дней я дотошно, вежливо, льстиво, всякий раз с шутливыми реверансами и извинениями уговаривал арт-директора Фестиваля всё-таки предоставить номеру в любое удобное устроителям время для репетиций со светом, звуком и униформой – нужно повествовать отдельно.
И это будет не самая весёлая повесть о том, как русские артисты репетировали в полуосвещённом манеже, оттачивая сложнейшие акробатические трюки – в час и в два часа ночи.
За день до премьерного выступления, уходя из цирка в половине первого, г-н Пилс тактично так, по-европейски пошутил: «Ваше время – до пяти утра. Но не позднее».
Репетиция закончилась в три часа 15 минут утра. В расписание, предложенное Пилсом, уложились.
Складывалось впечатление, что российских артистов воспринимают здесь, как надоедливых комаров, не к месту и не вовремя залетевших в королевские покои. Что впоследствии и подтвердил г-н Пилс, заявив, что русские артисты «очень плохо вели себя во время всех репетиций. Они хотели всегда командовать».
Командует цирковым парадом в Монте-Карло нынче… Принцесса.
Год от года – жестче! Ну, разве что, ещё… приближённые, немножко. Свои, всё-таки, люди.
Укротитель львов, британец Мартин Лейси-мл. в 2000-ом, как и Черниевские, участвовал в Конкурсе. Ему в тот год досталось «серебро» и он, разумеется, приехал в надежде на «золото». И получил его! Поздравляем, Мартин! И кому какое дело, что артист женат на дочери мистера Пилса?
Артисты номера «Московское время» удостоились беспрецедентной награды на этом Конкурсе – двукратного признания зрителей вставанием и шквала оваций.
Расстроились, разумеется, что Жюри их работу… недооценило.
Ссылка на то, что «золото» в Монте-Карло дважды не присуждают, не вполне состоятельна. Выдающийся французский мастер конного жанра Алексис Грюсс получал золотые статуэтки дважды: в 1975-ом и 2001-ом.
Чем было вызвано взвешенное решение Вячеслава Черниевского, поддержать единогласное мнение труппы не участвовать в гала-представлении?
Может быть, подоспело время переформулировать вопрос несколько иначе: была ли эффективной та политика, которую осуществлял Росгосцирк в последние годы по отношению к Фестивалю в Монте-Карло? Может случившееся – есть ответная реакция?
Как бы то ни было, цирковая Россия получила урок. Горький, досадный и прямо скажем – незаслуженный!
Время начинать «работу над ошибками».