Артисты цирка

Князьков Станислав Евгеньевич

News image

Исрафилов Эрик Айдынович

News image

Левицкий Игорь Рудольфович

News image

Петров Евгений Вячеславович

News image

род.5 мая 1975 г., Пермь Колесо смерти 1992 - окончил школу, поступил в ...

Ахметзянов Даньяр Ринатович

News image

Эквилибрист на свободной проволоке Номер “КРУГЛЫЙ КВАДРАТ” выпущен в июне 2001 г....

Джабраилов Камал Муса оглы

News image

Цирки в мира

Цирк имени братьев Никитиных

News image

В августе 1873 года ещё молодые, но уже известные в России цирковые артисты братья Никитины, уроженцы и жители Саратовской губернии, вы...

Ростовский-на-дону цирк

News image

Ростовский цирк появился более ста лет назад. Первое стационарное здание для цирковых выступлений появилось здесь еще в конце XIX века. За...

Новосибирский государственный цирк

News image

17 апреля 1927 года в газетах появилось сообщение, что на Андреевской площади начали сооружать большой стационарный цирк на 2200 мест. Ст...

Тульский цирк

News image

Тульский цирк был построен в 1963 году. Зал рассчитан на 2000 мест. Сам цирк вмещает в себя 1992 зрителя. Техническое устройство ма...

Мировые цирки - Жанры - ПАНТОМИМА


PostHeaderIcon ПАНТОМИМА

Мир цирка - Жанры

пантомима

Большая цирковая пантомима (а именно о ней и пойдет речь в настоящем разделе) - театрализованное, сюжетное представление с обязательным драматургическим конфликтом. Содержание пантомимы передается в основном жестами, мимикой, пластикой и другими средствами театра и цирка с использованием акробатики, клоунады, эксцентрики, конных и балетных групп, феерических эффектов и батальных сцеп. Иногда в пантомиму вводятся небольшие диалоги и монологи.

Искусство пантомимы выросло из народных обрядов, игровых и культовых отправлений. В виде представлений пантомима известна со времен Древней Греции и Древнего Рима, где она носила не только увеселительный характер, но и служила целям упрочения рабовладельческого строя. Более двух тысяч лет назад на арене римского цирка демонстрировались бои гладиаторов, схватки с дикими зверями, различные виды казни и другие устрашающие зрелища. В современный цирк пантомима пришла из ярмарочных балаганов и народных театров. Эта игровая форма объединяет не только крупные сюжетные представления, но и небольшие пантомимические сцепки, клоунады, интермедии.

Известный русский клоун Д. Альперов в своих воспоминаниях На арене советского цирка приводит до пятидесяти названий пантомим из репертуара дореволюционного цирка. Сюжеты их были весьма разнообразны - героические, военно-исторические, романтические, среди них пантомимы-балеты, пантомимы-феерии. Как правило, они представляли собой вольную интерпретацию известных литературных произведений. Такие пантомимы, как Стенька Разин , Тарас Бульба , Хаджи Мурат , а также детские - Золушка , Конек-Горбунок , пользовались успехом у зрителя.

Постановке пантомим в дореволюционном цирке уделялось большое внимание. Они пышно оформлялись и были насыщены различными зрелищными эффектами. Роскоши костюмов и декораций, довольно сложной театральной машинерии придавалось первостепенное значение, зачастую лишающее артистов цирка возможности проявить свое мастерство. Особенно славились пантомимами петербургский цирк Чинизелли и московский - Никитиных. В последней четверти XIX в. в репертуаре цирка появились водяные пантомимы, быстро завоевавшие популярность у зрителя. Манеж и специально устанавливаемый барьер покрывали брезентом и заполняли водой. Шумящий водопад и пенящаяся лавина воды, подсвечиваемая прожекторами, создавали впечатляющее зрелище.

После Октябрьской революции, в условиях острой идеологической борьбы за новый цирк, встал вопрос о создании пантомимы революционно-агитационного характера. Поначалу это были небольшие сюжетные идейно направленные прологи-апофеозы на темы дня, а также пантомимы революционно-агитационного содержания, например Красный корабль , Контора по найму прислуги - сатира на белогвардейцев, Мертвецы на пружинах - буффонадная пантомима о провале контрреволюционных заговоров. К 10-летию Октября в разных цирках страны были показаны пантомимы: Взятие Перекопа (Первый московский цирк), Зарево Октября (цирк в Ростове-на-Дону), 10 пламенных лет (Ленинградский цирк). В последующие годы небольшие постановки переросли в крупные героика-батальные пантомимы. Не все из них были удачными. Пройдя сложный путь развития, традиционная пантомима утвердилась в современном цирке. Большая роль в ее возрождении принадлежит выдающемуся деятелю цирка Вильямсу Труцци. Им были поставлены такие большие тематические представления, как Черный пират - о борьбе крестьян против феодалов, Махновщина (совместно с Э. Краснянским) - героико-батальная пантомима о гражданской войне.

Творчество Труцци наметило пути развития советской пантомимы. В 1930 г. В. Маяковский написал пантомиму (мимодрама, как он ее называл) Москва горит о революционных событиях 1905 г. и принял активное участие в ее постановке.

Приход в цирк В. Маяковского имел немаловажное значение для формирования новых традиций цирковой пантомимы - утверждения идейной направленности и высокохудожественного литературного текста. Маяковский широко использовал разнообразные жанры циркового искусства, сатирические, буффонадные, эксцентрические средства раскрытия образа, органически сочетая их с героическими мотивами сюжета.

Из многих последующих постановок упомянем интересную пантомиму Карнавал на Кубе , осуществленную в Московском цирке главным режиссером М. Местечкиным, и конно-балетную пантомиму Бахчисарайская легенда по мотивам поэмы А. Пушкина Бахчисарайский фонтан , оригинально решенную цирковыми средствами режиссером Н. Зиновьевым и артистом Б. Манжелли. Надо отметить, что удачи сопровождали то постановки, в которых была яркая драматургическая основа и где режиссеры отдавали предпочтение не театральным, а специфически цирковым средствам выразительности.

Итак, современная цирковая пантомима - это яркое художественное зрелище, в котором можно воплощать важнейшие социально-политические темы, откликаться на значительные события времени.

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Цирк в Москве

Московский цирк на льду

News image

История циркового искусства уходит в глубь XV века, из книг мы знаем о шутовских проделках, канатоходцах и дрессировщиках - ими зн...

Авторизация