Цирки в мира

История создания Донецкого государс

News image

Донецкий государственный цирк «Космос» — театрально-зрелищное учреждение культуры, подчиненно Министерству культуры и туризма Украины. Основные направления деятельности цирка – обслуживание населения ус...

История и развитие цирка в Перми

News image

Первое цирковое представление в Перми состоялось в 1884 г. Это был цирк М.Труцци. В июне 1896 г...

Дом детского творчества

News image

В сентябре 2005 года Дому детского творчества Первомайского района города Ижевска исполнилось 30 лет. Дом детского творчества начинал свою деятельность ка...

Донецкий государственный цирк

News image

Открытие Донецкого государственного цирка было приурочено к 100-летию Донецка и основному празднику города Дню шахтера и состоялось в августе 1969 го...

Мировые цирки - Жанры - ПАНТОМИМА



PostHeaderIcon ПАНТОМИМА

Мир цирка - Жанры

пантомима

Большая цирковая пантомима (а именно о ней и пойдет речь в настоящем разделе) - театрализованное, сюжетное представление с обязательным драматургическим конфликтом. Содержание пантомимы передается в основном жестами, мимикой, пластикой и другими средствами театра и цирка с использованием акробатики, клоунады, эксцентрики, конных и балетных групп, феерических эффектов и батальных сцеп. Иногда в пантомиму вводятся небольшие диалоги и монологи.

Искусство пантомимы выросло из народных обрядов, игровых и культовых отправлений. В виде представлений пантомима известна со времен Древней Греции и Древнего Рима, где она носила не только увеселительный характер, но и служила целям упрочения рабовладельческого строя. Более двух тысяч лет назад на арене римского цирка демонстрировались бои гладиаторов, схватки с дикими зверями, различные виды казни и другие устрашающие зрелища. В современный цирк пантомима пришла из ярмарочных балаганов и народных театров. Эта игровая форма объединяет не только крупные сюжетные представления, но и небольшие пантомимические сцепки, клоунады, интермедии.

Известный русский клоун Д. Альперов в своих воспоминаниях На арене советского цирка приводит до пятидесяти названий пантомим из репертуара дореволюционного цирка. Сюжеты их были весьма разнообразны - героические, военно-исторические, романтические, среди них пантомимы-балеты, пантомимы-феерии. Как правило, они представляли собой вольную интерпретацию известных литературных произведений. Такие пантомимы, как Стенька Разин , Тарас Бульба , Хаджи Мурат , а также детские - Золушка , Конек-Горбунок , пользовались успехом у зрителя.

Постановке пантомим в дореволюционном цирке уделялось большое внимание. Они пышно оформлялись и были насыщены различными зрелищными эффектами. Роскоши костюмов и декораций, довольно сложной театральной машинерии придавалось первостепенное значение, зачастую лишающее артистов цирка возможности проявить свое мастерство. Особенно славились пантомимами петербургский цирк Чинизелли и московский - Никитиных. В последней четверти XIX в. в репертуаре цирка появились водяные пантомимы, быстро завоевавшие популярность у зрителя. Манеж и специально устанавливаемый барьер покрывали брезентом и заполняли водой. Шумящий водопад и пенящаяся лавина воды, подсвечиваемая прожекторами, создавали впечатляющее зрелище.

После Октябрьской революции, в условиях острой идеологической борьбы за новый цирк, встал вопрос о создании пантомимы революционно-агитационного характера. Поначалу это были небольшие сюжетные идейно направленные прологи-апофеозы на темы дня, а также пантомимы революционно-агитационного содержания, например Красный корабль , Контора по найму прислуги - сатира на белогвардейцев, Мертвецы на пружинах - буффонадная пантомима о провале контрреволюционных заговоров. К 10-летию Октября в разных цирках страны были показаны пантомимы: Взятие Перекопа (Первый московский цирк), Зарево Октября (цирк в Ростове-на-Дону), 10 пламенных лет (Ленинградский цирк). В последующие годы небольшие постановки переросли в крупные героика-батальные пантомимы. Не все из них были удачными. Пройдя сложный путь развития, традиционная пантомима утвердилась в современном цирке. Большая роль в ее возрождении принадлежит выдающемуся деятелю цирка Вильямсу Труцци. Им были поставлены такие большие тематические представления, как Черный пират - о борьбе крестьян против феодалов, Махновщина (совместно с Э. Краснянским) - героико-батальная пантомима о гражданской войне.

Творчество Труцци наметило пути развития советской пантомимы. В 1930 г. В. Маяковский написал пантомиму (мимодрама, как он ее называл) Москва горит о революционных событиях 1905 г. и принял активное участие в ее постановке.

Приход в цирк В. Маяковского имел немаловажное значение для формирования новых традиций цирковой пантомимы - утверждения идейной направленности и высокохудожественного литературного текста. Маяковский широко использовал разнообразные жанры циркового искусства, сатирические, буффонадные, эксцентрические средства раскрытия образа, органически сочетая их с героическими мотивами сюжета.

Из многих последующих постановок упомянем интересную пантомиму Карнавал на Кубе , осуществленную в Московском цирке главным режиссером М. Местечкиным, и конно-балетную пантомиму Бахчисарайская легенда по мотивам поэмы А. Пушкина Бахчисарайский фонтан , оригинально решенную цирковыми средствами режиссером Н. Зиновьевым и артистом Б. Манжелли. Надо отметить, что удачи сопровождали то постановки, в которых была яркая драматургическая основа и где режиссеры отдавали предпочтение не театральным, а специфически цирковым средствам выразительности.

Итак, современная цирковая пантомима - это яркое художественное зрелище, в котором можно воплощать важнейшие социально-политические темы, откликаться на значительные события времени.

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Цирк в Москве

Цирк на льду - новое ледовое шоу Ян

News image

Слово цирк в сознании каждого ассоциируется с круглым помещение, это представляемое шоу с участием животных, клоунов, эквилибристов, это па...

Авторизация