Цирки в мира
Омский цирк![]() Строительство современного здания омского цирка (по типовому проекту, доработанному омскими архитекторами) было завершено в 1973 году. 14 октября 1973 года большим пр... |
Театр кошек Юрия Куклачева![]() Театр кошек Юрия Куклачева был построен в 1990 году на Кутузовском проспекте. Это удивительный, единственный в мире, уникальный теа... |
ГОСТИНИЦА ГОМЕЛЬСКОГО ГОСУДАРСТВЕНН![]() Семиэтажное здание гостиницы цирка было введено в строй в 1974 году. Гостиница является одним из подразделений цирка и предоставляет более во... |
Большой Санкт-Петербургский государ![]() Цирковые представления в Петербурге пользовались большим успехом у жителей еще в XVIII веке. Они устраивались во время народных гуляний на пл... |
Амфитеатр древнеримского цирка в Пуле
Мир цирка - Цирковые представления |
Бои гладиаторов (а название последних в переводе с латинского языка означает приблизительно — меченосцы) вышли из тех поминок, которые устраивались этрусками — древнейшими жителями Италии. Последние заставляли рабов или пленных сражаться на могилах своих близких, души которых будто бы радовались картине битвы. В дальнейшем, со 105 года до н. э. и до 404 года н. э. (на протяжении 500 лет!) гладиаторские поединки являлись общественными зрелищами, достигшими необыкновенного размаха при римских императорах (например, Август устраивал бои гладиаторов восемь раз, причем участвовало в них 10 тысяч человек).
Одним из излюбленных зрителями гладиаторских боев была так называемая ловля рыбы — схватка между мирмиллоном и ретиарием. Первый из них, вооруженный мечом и со щитом, носил на шлеме изображение рыбы (отсюда и название гладиатора — мирмиллон); второй в качестве оружия использовал остро заточенный трезубец и был снабжен металлической сетью (ретиарий в переводе с латыни означает — носящий сеть). Цель «игры» заключалась в том, что ретиарий должен был опутать сетью противника, свалить его наземь и в случае пожелания зрителей прикончить «рыбу» трезубцем; в задачу же мирмиллона входило уйти невредимым от «рыболова» и при первом же удобном моменте поразить его мечом...
Доспехи гладиаторов, красивые с виду, оставляли незащищенными большие участки тела: сражавшиеся были обязаны развлекать зрителей своими ранами, кровью, наконец, смертью, что повышало интерес публики к борьбе. Сама же борьба должна была вестись со знанием дела, смело и увлекательно: это давало бойцам некоторую возможность сохранить жизнь даже в случае поражения. Когда раненый гладиатор поднимал вверх руку с вытянутым указательным пальцем, это означало, что он просил у публики помилования. В ответ зрители махали платками или также поднимали пальцы, «отпуская» тем самым отважного, но потерявшего способность сражаться бойца; если же зрители опускали пальцы вниз, это значило, что побежденный в течение «игры» проявлял излишнюю любовь к жизни и что победителю приказывается нанести последний, смертельный удар. Вслед за тем служители прижигали павшего каленым железом и, удостоверившись таким образом в его смерти, крючьями утаскивали через «ворота мертвых»...
Само собой разумеется, что гладиаторы были хорошо обучены искусству фехтования и рукопашного боя. Этому обучались они в гладиаторских школах-казармах (как частных, так и императорских), где царила жестокая палочная дисциплина — вплоть до забивания насмерть.
Кто же были эти несчастные, обрекавшиеся на такие страдания?
Прежде всего, гладиаторами являлись военнопленные («варвары», как презрительно называли их римляне), которые, попав в плен, становились рабами. Не все они мирились со своей участью: бывали случаи, что в школах гладиаторы умирали, передушив руками друг друга. Но бывали и другие случаи — люди пытались завоевать себе свободу в вооруженных восстаниях (как, например, крупнейшее восстание знаменитого Спартака, который также был гладиатором).
В гладиаторские школы поступали и свободные люди — бедняки. Здесь им были обеспечены кров и пища, а, кроме того, была и надежда обогатиться, поскольку победитель получал от устроителей игр чашу с золотыми монетами. Однако положение таких «свободных» гладиаторов мало, чем отличалось от положения рабов: поступая в школу, новичок давал клятву в том, что он не будет щадить свою жизнь на арене, что за совершенные провинности он разрешает сечь себя, жечь каленым железом и даже убивать!
Тяжела была участь гладиаторов, но еще хуже приходилось бестиариям (звероборцам), сражавшимся с дикими животными — вепрями, медведями, пантерами, львами. В Риме для них существовала особая школа, однако чаще всего в роли бестиариев выступали осужденные. Их выпускали на арену почти безоружными — с коротким мечом или с легким копьем. Случалось, что ловкость человека одерживала верх над ловкостью зверя, но чаще изуродованные люди, как о милости, умоляли о быстрейшей смерти, и под вой опьяненной от крови публики их добивали...
В дополнение к таким «зрелищам» в Колизее устраивались звериные травли. С помощью специальных механизмов из подвалов амфитеатра поднимались на арену декоративные горы и леса вместе со всяким зверьем. Хлопая бичами и пуская в морды зажженные стрелы, служители приводили животных в ярость. Носорога заставляли биться со слоном, пантеру с быком, медведя — с кабаном. Часто их связывали попарно арканами, и зрители приходили в неистовый восторг, когда звери начинали терзать друг друга. Только за время игр при открытии Колизея было затравлено подобным образом около 5 тысяч животных!
Откуда же брали такие баснословные количества зверей?
Каждая покоренная римскими легионами страна присылала в Италию своих наиболее редких животных. Целые караваны их в клетках следовали в Рим по дорогам империи (причем, города и селения,
мимо которых проходили эти караваны, обязаны были снабжать зверей кормом). В Риме зверей размещали в виварии (зверинце), который по своим масштабам превосходил любой из теперешних зоопарков; при императоре Гордиане III, например, там находились 32 слона, 60 львов, 30 леопардов, 10 тигров, столько же жираф, лосей и гиен, бегемот и носорог, 40 диких лошадей и множество других самых разных мелких животных. И все это предназначалось для уничтожения!
Бои гладиаторов и бестиариев, как и звериные травли, возникли гораздо позже состязаний на колесницах, но получили отнюдь не меньшее признание. Из Рима они распространились почти по всем крупным городам провинций (Помпеи, Капуя, Верона, Арль, Ним), где до нашего времени сохранились полуразрушенные амфитеатры (разумеется, не столь грандиозные, как Колизей). Такое широкое увлечение зрелищами массовых, продуманных и издевательских убийств (а иначе трудно назвать все эти «игры» на аренах амфитеатров) объясняется огрубением и развращенностью нравов, что было вызвано многочисленными захватническими войнами римлян.
При общем восхищении кровавыми зрелищами лишь двое общественных деятелей Рима выразили свое негодование. Один из них, знаменитый оратор Цицерон, говорил, что не может быть никакого удовольствия, «когда слабый человек растерзывается огромным сильным зверем или когда прекрасное животное пронзается охотничьим копьем». Цицерону вторил философ Сенека, гневно указывавший, что «человек священен для человека, а его убивают на забаву и потеху». Но при всем этом оба они — и Цицерон и Сенека — считали, что воинственный дух должен являться неотъемлемой принадлежностью римского народа...
В заключение остается сказать несколько слов о тех зрелищах, которые не получили какого-либо значительного распространения. Так, в том же Колизее показывались дрессированные звери: львы ловили зайцев и отпускали их невредимыми, слоны танцевали и, по римскому обычаю, возлежали за столами с едой; в Большом цирке проводились состязания гимнастов, бег взапуски, кулачные бои, бросание диска. Зрелища эти не вызывали восторгов у экспансивной римской публики и мало-помалу сошли вовсе на нет, как не удовлетворявшие принципам все той же пресловутой политики — «хлеба и зрелищ»... Таковы были цирки и цирковые зрелища в Древнем Риме. Так в крови и в муках рождалось искусство цирка.
Росгосцирк
организация культуры федерального ведения, создана в форме государственного унитарного предприятия постановлением Правительства Российской Федерации от 28 февраля 1995 года №196 «О Российской государственной цирковой компании», которым также утверждены перечень цирковых предприятий, учреждений и организаций, находящихся в непосредственном подчинении Росгосцирка.
Росгосцирк имеет поддержку из государственного бюджета и осуществляет внутрироссийскую и зарубежную гастрольную деятельность. Сегодня Российская государственная цирковая компания представляет собой уникальный творческо-эксплуатационный комплекс, в который входят более 70 предприятий.
26 августа 1919 года В.И.Лениным был подписан Декрет Совета Народных Комиссаров Об объединении театрального дела , согласно которому цирки России стали государственными. В СССР все цирки страны входили во Всесоюзное объединение Союзгосцирк , созданное в 1957 г. на базе Главного управления цирками. После распада СССР Союзгосцирк преобразовался в Государственную компанию Российский цирк (Росгосцирк), которая стала его правопреемником в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации # 22 от 9 января 1992 года. В ее ведение перешли все цирковые предприятия на территории Российской Федерации, кроме двух московских цирков: Большого Московского на проспекте Вернадского и Цирка на Цветном бульваре ( с 1997 года - Цирк Никулина), Санкт-Петербургского цирка на Фонтанке и Казанского государственного цирка.
Постановлением Правительства Российской Федерации 196 от 28 февраля 1995 г. Компания Российский цирк была преобразована в организацию федерального подчинения в форме государственного унитарного предприятия и стала называться Российской государственной цирковой компанией (Росгосцирк).
41 стационарный цирк
11 передвижных цирков-шапито
8 передвижных зооцирков
4 дирекции коллективов Цирк на сцене
3 коллектива Цирк на льду
2 коллектива Цирк на воде
Цирк лилипутов
Цирк-ревю
Театр морских животных
Невероятно странный цирк
Золотое турне братьев Шатировых
Центра циркового искусства, г.Москва
Центра циркового искусства, г.Ростов-на-Дону
В Компании работает свыше 8000 человек, в том числе, в цирковом конвейере - около 3000 человек, которые заняты в 830 действующих номерах и 48 аттракционах, большинство из которых мирового уровня. В цирковых программах и зооцирках используется около 3000 животных 140 видов.
Стационарные цирки
Архангельский государственный цирк (Закрыт с 1989 года)
Астраханский цирк (открыт с 4.04.2010 г.)
Брянский государственный цирк
Владивостокский государственный цирк
Воронежский государственный цирк имени Дурова
Волгоградский государственный цирк
Екатеринбургский государственный цирк имени В.И.Филатова
Ивановский государственный цирк
Иркутский государственный цирк
Кемеровский государственный цирк
Кировский государственный цирк
Кисловодский государственный цирк
Костромской государственный цирк (закрыт с 24.12.2009 г.)
Краснодарский государственный цирк
Красноярский государственный цирк
Курский государственный цирк (на реконструкции после пожара 1996 г.)
Магнитогорский государственный цирк
Набережночелнинский летний цирк Айгуль
Нижегородский государственный цирк(открыт с 1.09.2007 г.)
Нижнетагильский государственный цирк
Новокузнецкий государственный цирк
Новосибирский государственный цирк
Омский государственный цирк
Оренбургский государственный цирк
Пензенский государственный цирк им. Т.Дуровой
Пермский государственный цирк
Ростовский государственный цирк
Рязанский государственный цирк
Самарский государственный цирк им. Олега Попова (Закрыт с января 2010 г. Планируется цирк-шапито)
Саратовский цирк им. братьев Никитиных
Сочинский цирк
Ставропольский государственный цирк
Тверской государственный цирк
Тульский государственный цирк
Тюменский государственный цирк
Уссурийский государственный цирк (Закрыт с 2005 года)
Уфимский государственный цирк
Хабаровский государственный цирк
Челябинский государственный цирк
Ярославский государственный цирк
Цирки-шапито
Цирк-шапито(комплекс) Азовье (Ростовская область, г.Таганрог, ул.Чехова, д.100)
Цирк-шапито Арго (г.Липецк, ул.Советская, д.4)
Цирк-шапито Арена (г.Хабаровск, ул.Льва Толстого, д.20)
Московский цирк-шапито Веселая арена (г.Москва, Крымский вал, д.9)
Цирк-шапито Инантеп (г.Москва, ул.Ключевая, д.10)
Цирк-шапито Колос
Экспериментальный детский цирк-шапито Лошарик (г.Тула, ул.Советская, д.96)
Цирк-шапито Луч
Цирк-шапито Огни манежа (Чувашская Республика, г.Чебоксары, парк 500-летия г.Чебоксары)
Цирк-шапито Радуга (г.Москва, ул.Флотская, д.5а)
Цирк-шапито Салют (г.Екатеринбург, ул.8 Марта, д.43)
Цирк-шапито Спутник (г.Нижний Новгород, ул.Коммунистическая, д.38)
Санкт-Петербургский Цирк-шапито Цирк в Автово (г.Санкт-Петербург, ул.Автовская, д.1а)
Цирк-шапито Юность (г.Калуга, ул.Циолковского, д.26)
Цирк-шапито Янтарь (г.Калининград, ул.Октябрьская, д.1а)
Читайте: |
---|