Цирки в мира
Цирк Зоппе (Северная Америка)![]() Цирк Зоппе – старинный семейный цирк Италии. Основан в 1842 году, выступления проводятся в шатре на 500 мест, представляя зрителям лу... |
Владивостокский цирк![]() Истории Владивостокского цирка более 100 лет. Впервые жители Владивостока увидели цирковое представление в 1885 году в цирке Ламбергера, располагавшемся на Св... |
Одесский цирк![]() После того как был разобран цирк Альберта Саламонского, осенью 1889 года крупный одесский предприниматель, хозяин пивоваренного завода, купец второй гильдии Ви... |
Театр клоунады и комедии «Грим масс![]() «Грим масса» - это театр клоунады и комедии в Москве. В нем работают молодые и талантливые артисты, номера которых вызывают во... |
Жизнь великого жонглера Энрико Растелли
Цирковая лента - Цирковые события |
жонглере. варьете мировых столиц. Мяч катится вокруг света! Он катится, движимый фанатизмом одержимого своей идеей жонглера, он катится, подгоняемый ненасытной алчностью импресарио, он катится, вопреки всему, к прекрасной гармонии счастливого будущего. вокруг света! теми, кто его бросает. Занавес!..» Гаснет луч прожектора, освещавший набеленное лицо Пьеро, который произнес этот монолог, и на сцене возникает бродячий цирк в маленьком русском городке в первом десятилетки нашего века. Так начинается ревю «Мяч катится вокруг света», которое мы смотрели «Фридрихштадт-Паласт». Да, жизнь великого жонглера Энрико Растелли (1896—1931), выведенного в ревю под именем Энрико Нардини, была тесно связана с Россией. Он родился в семье итальянских цирковых артистов, гастролировавших тогда в Сибири. В скромных провинциальных цирках и на аренах крупных русских городов рос и развивался его феноменальный талант. Здесь, в России, ежедневным напряженным трудом оттачивал он свое изумительное мастерство, поражавшей впоследствии Европы и Америки. Картины ревю показывают отдельные эпизоды из жизни большого артиста. . Мы видим маленького Энрико, жонглирующего за кулисами странствующего цирка. Следующая картина переносит нас в Петербург. Энрико вместе с группой артистов выступает на балу у губернатора. 1914 год. Энрико уже самостоятельный артист, признанный мастер в цирке Труцци ярмарке. 1920 год. Неаполь. Энрико, только что вернувшийся из России в Италию, начинает работать в жалком бродячем цирке. Но антрепренеры, давно прослышавшие о феноменальном жонглере, выросшем в далекой северней стране, уже слетаются в Неаполь.
. Они грызутся между собой за право заключить с Ним контракт. Каждый из них хочет урвать свою долю прибыли, сделать большой бизнес на жонглере, который сам славы. 1920 год. Глазго. Варьете «Одеон». Начинается триумфальное шествие артиста по крупнейшим варьете и циркам Европы и Америки. гигантском калейдоскопе, города... Лондон... Париж... Берлин... Нью-Йорк... Все ярче и крупнее огни реклам... гонорары и прибыли импресарио... Все больше нарастает сумасшедшее напряжение работы без отдыха и передышки. Организм жонглера не выдерживает этой бешеной гонки, и Энрико гибнет, гибнет еще молодым, в расцвете своего дарования... В ревю есть такой эпизод: незадолго до трагического конца на одном из представлений Энрико дарит маленькому мальчику из публики свой Мяч, мяч, с которым он начинал когда-то свою работу. Мальчик, бережно сохранивший подарок великого артиста, сам становится Монтего. Союз. 1950 год.
. Ленинград. На Московском вокзале группа советских цирковых артистов сердечно встречает своих зарубежных коллег, среди которых находится и Монтего. Финальная картина ревю. Ленинград. Госцирк. Оркестр играет знаменитый выходной марш Дунаевского. На манеж выбегает молодой жонглер Эрнест Монтего, получивший высокое признание своего мастерства — он включен в международную программу одного из крупнейших советских цирков. Мяч катится вокруг света!.. ревю. В нем занято много первоклассных артистов из различных стран. Тут и негритянский певец Берг Лони, тепло поющий негритянские народные песни, тут и в быстром темпе итальянские велофигуристы Жерардис и очень смешной испанский музыкальный клоун Сики со своим сыном. Хорошо работают Эксцентрики на проволоке Тонелли (кстати, знакомые нам по гастролям немецкого цирка в СССР). Подкупающий своим четким ритмом номер показывают австрийские танц-акробаты братья Комо. Великолепную группу дрессированных собачек и обезьян демонстрирует Ильза Холле. В программе работают западногерманские артисты Эллон и Тамар, показывающие сложные трюки на слабо натянутой проволоке, французские Гловерс. Есть даже высшая школа верховой езды... на верблюде, демонстрируемая артистом Гербертом Финке из ГДР. Во многих эпизодах занят четко и слаженно работающий балетный ансамбль «Фридрих-штадт-Паласта». Особо хочется отметить молодого жонглера Эрнеста Монтего, который помимо своего номера выступил в роли великого артиста Энрико Нардини (Растелли).
. Задача труднейшая. Ведь нелегко, окажем, молодому басу играть Шаляпина в расцвете его славы. Такая же по сложности задача стояла перед Монтего, и он отлично с ней справился. В своем номере он также показал хорошую технику, особенно сложных трюках на моноцикле. Все номера удачно «плетены в ткань яркого и красочного представления, сама тема - которого дала возможность органического включения цирковых и эстрадных номеров. Конечно, ревю не претендует на точное воспроизведение жизни Энрико Растеллм. Есть целый ряд отклонений от действительных фактов его биографии, не всегда оправданных. К сожалению, почти не показан его титанический труд, его упорная, настойчивая работа над собой, составлявшая его жизни. Улыбку вызвала у нас сцена на балу у губернатора в Петербурге. Дамы, сидевшие за одним столом с губернатором и одетые почему-то в костюмы оперных крепостных крестьянок, в разгаре бала вдруг вскочили на стол и начали отплясывать на нем какой-то танец под напев «Калинка, калинка, калинка моя!», исполненный вокальным квартетом. Но не хочется говорить об отдельных досадных мелочах, хочется сказать о том, что порадовало нас, советских артистов, смотревших спектакль. Нас, артистов, тесно связанных с цирком, прежде всего очень порадовал сам выбор темы: показ жизни замечательного артиста цирка. Порадовало нас и то, как заботливо вводится зритель в атмосферу спектакля. Программка ревю (небольшая, но богато иллюстрированная брошюра) начинается с краткого исторического очерка о жонглировании и о жонглерах. На стенах Фойе масса Фотографий. Тут есть снимки египетских фресок с изображением сцен жонглирования, снимок древнегреческой статуэтки жонглера с шарами, репродукции средневековых гравюр, показывающих работу бродячих артистов. Много снимков отдельных трюков из репертуара жонглеров. Повсюду развешаны пестрые плакаты на разных языках: пожелтевшие от времени афиши и клишированные оттиски портретов артистов прошлого века, и еще пахнущие свежей краской плакаты современных мастеров этого жанра. Приятно, что там, среди полулегендарных имен Чинквевалль Салерно, Кара, Растелли мы нашли и имена выдающихся советских жонглеров: А. и В. Кисс, К. Никольского, Н, Ольховикова, И. Хромова. Много зрителей толпилось у застекленной витрины, в которой выставлен подлинный реквизит Растелли: мячи, палочки, тарелки и его костюм — скромный великого мастера. Все эти экспонаты, заботливо собранные из архивов различных стран, наглядно знакомили зрителей с историей одного из древнейших жанров циркового искусства, заставляли их с большим интересом и уважением следить за судьбой героя спектакля. За это хочется сказать спасибо авторам (идея Пегти Цаль, сценарий Енно Нойман и Абс Майер) и режиссеру Готфриду Герману. В заключение несколько соображений, возникших у нас после спектакля. Полезно вспомнить, что в 30-х годах наиболее удачными постановками Московского мюзик-холла также были обозрения, построенные на материале из жизни артистов цирка и эстрады. Достаточно назвать прошедшие сотни раз при переполненных залах спектакли «Артисты варьете» и «Под куполом цирка» (пьеса И. Ильфа и Е. Петрова). Очевидно, такая направленность сюжета давала большие возможности для органического монтажа аттракционов, каким, по сути дела, является любое сюжетное эстрадно-цирковое представление. Хотелось бы увидеть и в современном советском цирке, в современном эстрадном театре представления с сюжетами, построенными на материалах из жизни выдающихся артистов русской эстрады и цирка, представления, которые вместе с экспозициями музея циркового искусства давала бы зрителям цельное впечатление об истории развития цирковых и эстрадных жанров. А тем для таких представлений нашлось бы немало. Братья Дуровы, В. Лазаренко, Труцци, семья Донато, Б. Борисов, В. Трояновский, Егор Пешков... Да разве перечтешь имена больших артистов, вписавших славные страницы в циркового и эстрадного искусства! Владимир Николаев, Журнал Советский цирк Май.1960 г
Читайте: |
---|
|
Индия освобождает слонов из цирков![]() Центр защиты прав животных Вита с радостью поздравляет Индию с этим эпохальным событием, дарующим всем животным, заключенным в ци... |
ЦИРКОВЫЕ ЖАНРЫ НА ЭСТРАДЕ![]() На эстраде издавна существуют ряд жанров, обьединенных общим названием оригинальные . Они принадлежат цирковому искусству. Это различного рода акробатические но... |
Московский иллюзионный театр зверей![]() Московский иллюзионный театр зверей и птиц “Артемон “ предлагает вашему вниманию музыкальное иллюзионное экологическое шоу. Наш спектакль - это раз... |
Животные в цирке:
Верхом на Мухе![]() Сколько интересного таит в себе небольшой островок, лежащий между оживленными течениями Олимпийского проспекта и улицы Дурова. Каждый раз, приходя сюда, ло... |
Обезьяна Том![]() Назван в честь знаменитого Тома Круза, хотя качествами киногероев самого актера не распологает. Вниманием женщин, в отличии от своего однофамильца, не... |
Жеребец Бубен![]() Рождён в 1992 году в маленьком городе Гаврило-Пасад (Московская область). Характер - слегка нервозный. Люди ласково называют его Буба . ... |