Артисты цирка

Канбегов (Забелкин) Владислав Влади

News image

Ильченко Игорь Васильевич

News image

род. 5 марта 1962, г. Горловка, Донецкая обл. Украина 1984, 4 но...

Корнилова (дев. фам. Супрун) Нина А

News image

Творческая биография, изложенная самой артисткой. Родилась 25 декабря 1926 года. До 1943 го...

Досов Дмитрий Владимирович

News image

Дворецкий Геннадий Александрович

News image

Марков Дмитрий Валерьевич

News image

Цирки в мира

Ижевский цирк (Государственный цирк

News image

Цирк в столице Удмуртии, городе Ижевске, - это уникальное здание, построенное только в 2003 году, выполненное по проекту московского архитектора Ми...

Организация цирковой студии при Ниж

News image

Цирк – одно из воспоминаний детства, манящая атмосфера праздника, веселья, смешные клоуны и невероятные, зрелищные трюки. Уроки циркового исскуства -...

ЗВЕЗДЫ РОССИЙСКОГО ЦИРКА

News image

В Пермском цирке с 30 января начинает работу новая программа. Зрители встретятся с интересными артистами цирка, среди которых будут представители ди...

Столичный цирк г. Астана. Казахстан

News image

Строительство Астанинского цирка было начато в декабре 2001 года. Автор проекта и архитектор Толеген Абдильда создал поистине уникальное сооружение в фо...

Мировые цирки - Цирковая лента - Цирк в мире - Клоун Леонид Енгибаров. Жан Давидян



PostHeaderIcon Клоун Леонид Енгибаров. Жан Давидян

Цирковая лента - Цирк в мире

Памятники ставят королям и президентам, писателям и полководцам. Они на площадях, на высоких постаментах, они на коне с простертой рукой или в кресле в глубокомысленной задумчивости. А в нашем городе есть памятник клоуну. Наверное единственный в мире - клоунам не ставят памятники. Стоит он на земле без пьедестала у входа в Цирк. И роста он не гигантского. Мимо него публика идет в Цирк и памятник можно потрогать рукой. К нему прикасаются тысячи рук. И потому памятник блестит. ...Была оттепель шестидесятых. Этот удивительный феномен политической природы коснулся и цирка. Появился армянский цирк. Есть цирк китайский, есть цирк американский. Появился цирк армянский. Это было удивительно. Тем более, что десятилетие до этого был ликвидирован армянский джаз, а армянское кино было в глубоком простое. Хотя и то, и другое - кино и джаз - искусства народные. Этой оттепели шестидесятых - об этом поистине феномене столько потом написано и сказано - мы не находим объяснений. Почему она наступила? Кто разрешил? - ибо в те годы все могло происходить лишь с высочайшего соизволения, даже явления природы. С какой целью? Достигнута ли эта цель? И почему подобные явления не возникали более, даже при более благоприятной политической погоде? Тем не менее она была, эта оттепель в искусстве, в науке, в нашем сознании.

. Мы, люди того поколения, помним о ней всю последующую жизнь. Вы помните - вечера поэзии в Политехническом, ''9 дней одного года'', ''Июльский дождь'', наконец ''Здравствуй, это я!''... Да, здравствуйте, это мы, шестидесятых... Я никогда не был лично знаком с королями, президентами и полководцами, которым поставлены памятники, но хорошо лично знал того клоуна, чей памятник стоит у нашего Цирка. Это Леня Енгибаров. И именно это дает мне скромную возможность рассказать вам о нем, читатель. Мне, право, интересно разворошить память об этом клоуне-человеке. Спустя 40 лет, мы начинаем понимать, что этот простой молодой человек был поистине великим артистом... Может рассказ мой не покажется вам скучным. Армянский цирк начинал свои выступления в Ереване. Мы очень любили цирк. Ходили туда даже чаще, чем в кино. А в кино в шестидесятые ходили, если помните, не реже, чем раз в неделю. В кино мы ходили по понедельникам, потому что по понедельникам цирк не работал - был выходной, а в кино по понедельникам меняли фильм. Мы - это я и мой друг со школьных лет. Мы - молодые инженеры, тогда это звучало гордо. (Оно еще зазвучит. Это так, к слову...) Я работал в электротехническом НИИ, а мой друг - в Институте физики. На одном из концертов в Институте физики (шестидесятые!) мой друг познакомился с Енгибаровым, потом познакомил и меня.

. Мы подружились. Леня, как и многие в те годы, всех людей делил на ''физиков'' и ''лириков''. Мы были ''физики'' - так он нас демонстративно называл и представлял. Мы не раз говорили ему, что мы не физики, а инженеры, хоть мой друг и работал в Институте физики, но Леня не принимал объяснений. Он не хотел портить образ - ''физики'' и все! Он гордился, что дружит с физиками. Помните ''9 дней одного года'', ''Физики шутят'', ''Физики продолжают шутить''?.. Мы же гордились дружбой с ним. Леня же уж точно был лирик. Его так и называли: ''лирический клоун'', ''клоун с осенью в сердце'' - это слова рецензий. Цирк... Это особый мир. Это праздник, на который можно ходить каждый день. Вспомните в себе это ощущение, когда вы в цирке уже заняли свое место и внезапно, вдруг зажигаются прожектора под куполом, яркий свет заливает арену, покрытую красным, пускай потертым, ковром, звучит громовой медный аккорд оркестра и... начинается Цирк! Меня всегда охватывала дрожь в этот момент. Да и сейчас, признаюсь, я с волнением вспоминаю это ощущение восторга. Публика цирка особенная. Возраст, профессия, интеллект, социальное положение никакого значения не имеют. Цирк - самое древнее искусство. Цирк, как был искусством площадей и толпы - в самом лучшем смысле этого слова, - таковым и остался, хоть зритель не тот и сидит он в кресле.

. Не знаю как для Лени Енгибарова, но для меня все люди, кроме всего прочего, делятся на тех, кто любит цирк, и кто его не любит. А что такое любовь?.. Зрители в цирке вместе переживают самые сильные древние человеческие чувства - восторг, радость, смех, волнение, страх, даже желание быть обманутым и, наконец, катарсис завершения номера. Разве не это любовь?.. Это любовь! Любовь к неповторимому явлению - Цирк! Ее надо испытать в жизни. А центральное явление в цирке - клоун. Не шут, не комик - Клоун! Без клоуна нет цирка. Клоун своим появлением в паузах - нет, своим искусством - создает, собирает программу, одушевляет ее. Ибо цирк - это спектакль. В цирке свои законы... ...Оркестр завершает свое вступление, увертюру. Скажу вам по секрету - в аккордах оркестра должно быть немножко, несколько... фальшивых нот. Это создает правду, подлинность оркестра, подлинность жизни. Это цирк. В цирке невозможно исполнять номера под фонограмму, под ''фанеру'', которую так любят многие именитые звезды эстрады. У них, у звезд фонограмма - это гарантия успеха. А в цирке гарантий не бывает. ''Цирк - самое честное искусство, - говорил Леня Енгибаров, - стойку на одной руке по телефонному звонку из Райкома не сделаешь, а роль Виолетты в Опере получишь.'' Кстати сам Леня великолепно и безотказно выполнял стойку на одной руке, прогнувшись, как греческая буква ''фи''. Честное искусство... Добавим - доверительное искусство. Да, в цирке свои законы. Например, если номер на манеже при публике не удался - ничего страшного. Но номер этот необходимо обязательно выполнить, сразу сделав вторую, третью,.. десятую попытку. Во-первых это уважение к публике, во-вторых это уважение артиста к самому себе. Если сравнивать с той же оперой, и представить, что вдруг у певицы сорвалось верхнее ''ля'', то это позор для артиста. Неудавшийся пассаж не повторяется, ошибка не исправляется. Публика при этом либо снисходительно равнодушна, либо ухмыляется. Кто-то быть может и рад. В цирке же все иначе. Если номер не удался, публика переживает вместе с артистом. Даже хочется крикнуть: ''Не надо повтоять, не надо, это опасно! Мы знаем, что ты можешь!'' Но нельзя. Попытка обязательно должна быть повторена. Артисты цирка говорят, что если неудавшийся номер не повторить и не выполнить немедленно, то номер этот не удастся выполнить уже никогда. Артист пропал... А когда номер повторен и выполнен, то как публика радуется вместе с артистом! Какой восторг! Аплодисменты звучат громче. И в публике вздох облегчения. Это и есть Цирк... ...Итак оркестр закончил вступление. Представление начинается. Программу начинает всегда номер ''Воздушный полет'' - воздушные гимнасты под куполом цирка. Это тоже традиция. А когда номер закончен, на арену выходит Клоун. Я всегда ждал этого момента. На арену выбегал Леонид Енгибаров. Трудно передать словами выступление клоуна на арене. То, что делал Леня - это действительно искусство. Это нечто особенное, неповторимое, в полном смысле этого слова... Читатель, если вы мой сверстник, то вы это видели своими глазами - невозможно, чтобы вы не ходили в цирк в шестидесятые. Если вы младше возрастом, вы возможно видели это в кино или читали. Хотя слова не способны передать атмосферу цирка. Если вы совсем молоды и только сейчас начинаете ходить в цирк, то поверьте мне, пожалуйста, на слово. Выступал Леня практически без грима - чуть-чуть румян и три черные точки: две под глазами и одна на подбородке. Эти точки придавали его лицу немного грустное и одновременно чуть лукавое выражение. Перед выходом на манеж он чуть припудривал лицо заячьей лапой - была у него такая, и... подтянувшись выбегал на арену. Вы помните его номера, ''репризы'' - как он их называл? На голове он держит, балансируя, сооружение из трости, на которую надета жилетка, на ней уложен шарф, сверху шляпа. Аккорд оркестра! И... сооружение летит вниз - жилетка оказывается надетой на нем - как он успевает продеть руки?, - шарф на шее, шляпа на голове, трость в руках... И поклон восторженной публике... Или - ногой подбрасывает себе на голову блюдце, потом также подбрасывает на блюдце чашку, потом в нее ложку, а потом в чашку кусочек сахара. Я десятки раз видел этот номер. Ни разу сахар не пролетел мимо - точно в чашку... Леня ходил по слабо натянутому канату - это гораздо труднее, чем по туго натянутому. Не только ходил - лежал на нем, болтал ногой, и вроде читал книжку. Ходил и по туго натянутому канату. А еще, пародируя самого себя, ходил с завязанными глазами по канату, который просто лежал на ковре. Увлекшись, сходил с него, спохватившись, возвращался... Леня скакал через прыгалку-скакалку. Шталмейстер у него эту скакалку отбирал. Леня дотавал из кармана другую - покороче. Скакал. Отбирали и эту. Доставал еще, все короче и короче. Самая последняя скакалка, через которую но проскакивал, лежа на спине, была длиною сантиметров 40... В руках у него взрывалась скрипка, в микрофон на весь зал стучало его сердце, он играл с униформистами в мальчишеские дворовые игры. Наконец был знаменитый бокс. ...Ну что я вам все рассказываю... Разве возможно рассказывать цирк? А вы бывали за кулисами цирка? Это уже другое состояние - арена и кулисы, фасад праздника и его труд. Кстати сами артисты называют арену ''манежем''. Это для нас она арена. Для них она манеж. Кулисы цирка - это преддверие праздника, яркие костюмы, реквизит, артисты вблизи. Это на арене они возносятся к куполу, а здесь они рядом. Они репетируют, не обращая на вас внимания. Вас никогда не спросят: ''Что вы здесь делаете? Кто разрешил?'' Раз пришли за кулисы, значит вам это можно. Значит вы свой... А неповторимый запах кулис... Запах труда, запах пота, запах конских выделений. Простите... это как духи для тех, кто любит цирк. Мы часто ходили в цирк. Вы помните, - я говоил вам - как в кино. Сначала нас приглашал Енгибаров. Потом мы ходили уже без приглашений. На проходной говорили вахтеру: ''Мы к ''Енгибарову''. Потом уж и этого не говорили, просто: ''Здравствуйте''. Нас пропускали - все уже знали, что мы его друзья. Енгибаров говорил нам: ''В цирк надо ходить по средам или по четвергам. В понедельник цирк отдыхает, по вторникам артисты не совсем отошли от отдыха, по средам и четвергам артисты в наивысшей форме, пятница - конец недели, суббота и восскресенье - по три выступления в день: два утренних для детей и вечернее представление - артисты торопятся и уж устали. Приходите в среду!'' Мы проходили к Лене в грим-уборную. Перед началом выступления Леня всегда был возбужден и подтянут, хотя нарочито говорил о другом, как бы давая понять нам: ''То, что я буду делать на манеже - это очень просто.'' Но мы-то знали, что это такое. К самому началу представления мы переходили из грим-уборной в зрительный зал - так назовем поднимающиеся вокруг арены ряды кресел. Билетерши ставили нам два стула в проходе - это в левом проходе, если стоять лицом к оркестру. И... начинался фейерверк, каскад. Когда Леня возвращался с арены в грим-уборную, он еще продолжал игру - срывал с головы шляпу и бросал ее как бумеранг. Совершив круг по комнате, шляпа точно повисала на вешалке. Ни разу не пролетела мимо. Леня владел, казалось, всеми цирковыми профессиями: акробата, канатаходца, гимнаста, эквилибриста, наездника... Но стал коверным. Некоторые считают этот жанр простым, даже унизительным. Это неправда. Недаром раньше писали на афишах: ''Весь вечер на манеже...'' Леня действительно был весь на манеже. Всемирные конкурсы, Золотые медали... Ну разве бывают всемирные конкурсы канатаходцев? А всемирные конкурсы клоунов бывают. И Леня на них побеждал. А его изобретательные, смешные, но не обидные ''игры со зрителями'' - все это он придумывал сам - садился на колени к полнотелым жещинам в зрительном зале, зазывал на арену мужчин из публики, играл с ними в ''родео'' на лошадях, в результате у мужчин на арене падали брюки - представляете восторг публики? (Если честно, то это бывала ''подсадка'' (артист цирка, подсаженный среди публики). На Енгибарова не обижались. Дети мечтали пожать ему руку. Енгибров сыграл в цирке и с моим другом. Шутку сыграл. Дело было так. Пришли мы как-то к Лене в цирк на представление, зашли как всегда в грим-уборную. Друг мой впервые надел новое пальто, очень им гордился и берег. - ''Что новое пальтишко приобрел? Хорошо, хорошо. - Леня со знанием дела пощупал ткань. - Кстати сегодня у меня новая выходная реприза, не пропустите.'' А в тот день Леня выходил на манеж после недельного отсутствия - ездил на всемирный конкурс клоунов в Прагу, где завоевал первое место и Золотую медаль. Ереванская цирковая публика всю эту неделю терпеливо и с интересом ждала возвращения своего кумира. Итак, проходим мы с другом в зрительный зал. Усаживаемся на поставленные нам, как обычно, стулья. Свет! Оркестр! На манеж выбегает Енгибаров-победитель... в новом пальто моего друга - это означало, что он только что вернулся с конкурса. Публика верила всему, что делал Енгибаров. Леня сбрасывает новое пальто моего друга в опилки и чистит о него, как о половую тряпку свои остроносые ботинки. А под сброшенным пальто на груди сверкает Золотая медаль победителя Всемирного конкурса клоунов. Леня раскланивается. Гремит оркестр, публика гремит овацией в честь своего любимца! А мой друг... в волнении срывается со стула, пытается прорваться на арену спасать свое пальто. Публика в восторге. Леня незаметно подмигивает нам - вижу только я, друг в аффекте - и вдобавок старательно метет пальто грязной метлой, вычищает от опилок... Друг мой еле досидел до антракта. Когда в антракте в грим-уборной он пытался что-то гневно высказать Лене по поводу его ''новой репризы'', Леня ответил так: - ''В цирк в новом пальто не приходят. А если приходят, то не обижаются. Это цирк!'' Игры со зрителями у Енгибарова продолжались и после представления. Закончив выступление, Леня поднимался к себе в гостиничный номер. В нашем цирке, если помните, гостиничные номера для артистов расположены на третьем этаже по круговому фасаду здания. Мы поднимались и заходили в номер вместе с ним. Яичница из двух яиц и стопочка водки для расслабления - ''легкий актерский ужин'' - так это у него называлось. А публика тем временем толпой валит из цирка на улицу. Леня выходит на балкон и кричит в толпу: ''Гурген, иди сюда!'' (Саркис, Карлен, Акоп - неважно, каждый раз по-разному.) И, представь, читатель, несколько Гургенов из толпы прорываются обратно в цирк, поднимаются в гостиницу на третьий этаж. Сначала контролеры их сдерживли, но Гургены искренне возмущались и с жаром доказывали: ''Меня Енгибаров позвал к себе!'', абсолютно не смущаясь тем, что они с Енгибаровым не знакомы лично. Таких Гургенов бывало несколько одновременно. Их пропускали к Енгибарову. Они волнуясь стучали в дверь его номера. Леня открывал дверь и, как радушный хозяин, приглашал их к столу на ''легкий актерский ужин''. ...Ну что это такое, читатель, скажи мне пожалуйста: непростительная не по возрасту наивность или великая любовь, которая отключает разум?.. Наверное любовь. Любовь к своему кумиру. Леня действительно был кумиром публики. Особенно его любили мальчишки того района, где расположен наш цирк. Униформистов - служащих манежа администрация цирка набирала из числа этих мальчишек. Для приема на работу им устраивали конкурс. Представляешь, читатель, - конкурс в цирк мести манеж. Мальчишки шли, соглашаясь на все, лишь бы быть рядом с Енгибаровым. Не знаю, платили ли им зарплату. Думаю, что это было не обязательно. А еще его любила одна женщина из публики. Она была вагоновожатая - водила трамвай. Каждый вечер эта тихая женщина приходила в цирк на представление. Ей тоже билетеры ставили стул в ''нашем'' проходе. Она молча смотрела представление, ленины репризы, тихо радовалась. Не аплодировала. Смотрела и незаметно уходила. А завтра приходила снова. Она любила его тихой любовью, стирала ему носки и сорочки, ничего не требуя взамен. В армянском цирке был свой авторитет. Пожилой артист. Фамилия его была Арзуманов. Он съезжал на голове по наклонному канату. Леня называл его ''папа армянского цирка''. Но истинным авторитетом считался Леня Енгибаров. К нему, молодому человеку - ему не было и тридцати - приходили артисты за разрешением своих конфликтов. Такое, знаете, бывает и в цирке. Леня их разрешал быстро, четко и по-молодому. Леня шутил за кулисами: ''Договорились с ловитором (воздушный гимнаст, который, зацепившись ногами за трапецию, ловит под куполом летящего гимнаста) придти ''ноги в руки'', а пришли ''ноги в зубы''. Были у Лени и грустные репризы. В цирке не приняты грустные номера, клоун должен смешить публику. Случалось ли вам, читатель, видеть грустный цирк? Но в исполнении Енгибарова все принималось. ...На арене на скамейке сидит девушка. Она нравится Клоуну. Но он робеет, ему нечего подарить ей. Она его не замечает. Клоун ловит на арене солнечный зайчик - луч прожектора, ''собирает'' его в кулак и приподносит его девушке. Девушка равнодушно берет его этот свет и ... уходит, не обернувшись. Клоун остается на арене растеряный, одинокий... Надо было видеть, что отражалось на его лице. Сыгран спектакль за две минуты... Со временем таких реприз у Лени становилось все больше... Леня выступал не только на манеже. Он выступал и на сцене с номерами пантомимы. Были у него и пантомимы только для ''домашнего'' исполнения. Он их показывал в кругу друзей, когда собирались дома компаниями (шестидесятые!). Была, например, пантомима ''скульптор''. Леня ''выносил'' две глыбы глины и ''лепил'': из одной фигуру женщины, а из другой - мужчины. Постарайтесь представить, что и как ''лепил'' Леня и что отражалось при этом на его лице. И на наших лицах. Была еще пантомима: ''Кто как ходит в туалет''. В туалет ''ходили'' фашист, антифашист, партизан и старик. Представили? Хорошо. Другая пантомима: ''Что делают памятники, когда мы спим.'' Изображались московские памятники: ''Юрий Долгорукий'' перед Моссоветом. Ночью Юрий слезал с коня и убирал из-под него навоз. ''Маяковский'' на площади Маяковского на Садовом кольце. Ночью Маяковский доставал из широких штанин... бутерброд. Всего лишь бутерброд, завернутый в газету. Разворачивал его и ел, старательно пережевывая маяковскими челюстями. ''Максим Горький'' на площади Белорусского вокзала. Всю ночь нет покоя от снующих пассажиров. Терпению памятника приходит конец. И Горький суковатой палкой, на которую опирался, с высоты своего положения побивает суетящихся пассажиров, как тараканов. ''Карл Маркс'' на Охотном ряду лицом к Большому Театру. Рука сжата в кулак. Сам он как трибун на трибуне. Он грозно оглядывает то, что получилось, гневно поднимает кулак и произносит ''слова'', которые можно произнести только в пантомиме без слов. Как-то однажды мой друг пригласил Леню к себе на день рождения. Леня обещал придти после представления. К тому времени гости уж собрались, веселье в разгаре. И вот в двенадцатом часу ночи к дому подъезжает цирковой автобус, а в нем Леня и... цирковой оркестр в полном составе - с медной группой, барабаном и дирижером. Заходят в дом. Музыканты разворачивают свои инструменты в небольшой городской квартире. Леня поздравляет именинника и спрашивает: - Сосед из верхней квартиры приглашен? - Нет. - Пригласить. А сосед из нижней квартиры? - Нет. - И его пригласить. Когда эти соседи пришли и присоединились к гостям (12-й час ночи), Леня скомандовал оркестру: ''Начинайте!''. И... началось. Надолго запомнился этот день, точнее - ночь рождения с духовыми и с барабаном. Соседи на шум не жаловались... Клоун долго ищет свою маску, свой образ. С этого начинается клоун. Но нашедши - маска ''прилипает'' к нему на всю жизнь. Вспомните - Чарли Чаплин, Бестер Китон, Олег Попов, Марсель Марсо. И выйти из этой маски уже невозможно... Драматический актер может в молодости сыграть Ромео, а в старости Лира, оперная певица в молодости спеть Кармен, на склоне лет - графиню. А клоун обречен всю жизнь играть свою маску. Но это нелегко... Клоун стареет. А маска остается молодой, она пытается скрыть старость. Но... отрастает живот, отвисает подбородок, обрастают ''бородой'' и шутки. Публика жестока. Старые шутки, да и саму старость публика не прощает... Леня этого не боялся. У него не было маски. Это был он сам. Помните его образ? Удалой парень в полосатой маечке, брюки на одной помочи, ботинки с чуть удлиненными носами - кстати, такие сейчас носят. И три черные точки на лице - под глазами на подбордке. И ничего более... Образ клоуна - смешного и смешащего человека, любимца толпы, почему-то всегда трагичен. ''Смейся и плачь ты над горем своим...'' - помните? Сколько написано сюжетов и исполнено арий о стареющем клоуне... Лене повезло. Он умер молодым. Нет, нет, вы меня неправильно поняли. Я не хочу, чтобы клоуны умирали. Я хочу, чтобы они жили вечно. Молодыми. В нашей памяти. Как Леня Енгибаров. И мы никогда не узнаем, что делает его памятник, когда мы спим. авт. Жан Давидян

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

PostHeaderIcon Цирковые события:

Индия освобождает слонов из цирков

News image

Центр защиты прав животных Вита с радостью поздравляет Индию с этим эпохальным событием, дарующим всем животным, заключенным в ци...

ЦИРКОВЫЕ ЖАНРЫ НА ЭСТРАДЕ

News image

На эстраде издавна существуют ряд жанров, обьединенных общим названием оригинальные . Они принадлежат цирковому искусству. Это различного рода акробатические но...

Московский иллюзионный театр зверей

News image

Московский иллюзионный театр зверей и птиц “Артемон “ предлагает вашему вниманию музыкальное иллюзионное экологическое шоу. Наш спектакль - это раз...

PostHeaderIcon Животные в цирке:

Верхом на Мухе

News image

Сколько интересного таит в себе небольшой островок, лежащий между оживленными течениями Олимпийского проспекта и улицы Дурова. Каждый раз, приходя сюда, ло...

На все готовое

News image

Фаворита всех домашних и породистых кошек Дмитрия Куклачева жить поближе к природе тянет давно. Пока из загородной недвижимости у него ес...

Жеребец Бубен

News image

Рождён в 1992 году в маленьком городе Гаврило-Пасад (Московская область). Характер - слегка нервозный. Люди ласково называют его Буба . ...

Цирк в Москве

Цирк на Цветном бульваре

News image

Это один из старейших цирков России. В 1880 году (более 100 лет назад!) здание построила контора купца Данилова для цирка Ал...

Авторизация